Меню

Высокие кожаные сапоги средневековье



Высокие кожаные сапоги средневековье

§ 6. Обувь готического периода (XII-XIV вв.)

Готика проникла в самые отдаленные уголки мира, но она была европейским стилем и наиболее совершенные формы дала в Северной Франции, Англии, Германии. Готическое искусство отражало религиозно-идеалистическую философию той поры — схоластику, основанную на церковных догмах и отличающуюся беспредметными рассуждениями. Эта философия была недалека от мистики. Мир для людей этой эпохи был полон чудес.

Готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы, полной подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму. Вертикальные линии господствовали не только и архитектуре, но и в костюме, обуви, прикладном и станковом искусстве.

Для готики была характерна самостоятельность каждой формы.

В этот период началась специализация в портновском и сапожном ремесле. Появились крой и топкая стальная игла, позволяющая сшивать мелкие детали. Кроме того, стали использоваться вытачки, что дало возможность создавать сильно затянутые платья, очень узкую обувь (рис. 38).


Рис. 38. Французские придворные костюмы (XII в.)

Асимметричное решение, подчеркнутое цветом, общее стремление к форме вытянутого треугольника придавали костюму невиданную в истории остроконечность, динамичность; на это направлены были все элементы и детали костюма. Острую вытянутость костюма смягчает S-образная конфигурация его силуэта, представляющая собой очень сложную криволинейную систему (рис. 39).


Рис. 39. S-образная форма силуэта

Для изготовления обуви использовалось черное или красное с пурпурным оттенком шевро. По форме это были мягкие полусапожки, закрывающие щиколотки. Их украшали аппликацией, просечками, вышивкой контрастного основному тону цвета. Применялось вшивание канта или шнура в качестве декоративной отделки. Стилизованные узоры напоминали геральдические византийские мотивы.

В XII в. в Европе появились женские туфли с верхом из шелковой ткани и подошвой, обтянутой той же тканью.

Из мягких кож изготавливали мягкие высокие сапоги хуссо (рис. 40) для конной езды, которые надевали поверх шерстяных чулок. Хуссо впоследствии сменили высокие сапоги. На эту обувь шли кожи из шкур телят и коз.


Рис. 40. Хуссо

На тонкие суконные или кожаные хуссо или другую обувь в XIV в. надевали деревянные или кожаные галоши патины (рис. 41). Это были подошвы, которые прикреплялись к обуви ремешками из черной кожи с пряжкой. Лаковые патины служили представителям высшего сословия для выхода на улицу.


Рис 41. Патина

Если проследить развитие формы средневековой обуви по периодам (1124-1307 гг., 1307-1399 гг., 1399-1485 гг.), соответствующим ранней, высокой и поздней готике (рис. 42), то видно, что первый период характеризуется переходными формами в одежде и в обуви от византийской к европейской готической.


Рис. 42. Схема изменения конфигурации подошвы средневековой обуви

К концу XIV в. обувь становится выше и плотнее облегает ногу, наблюдается все большее стремление к вытянутости и асимметрии. В период высокой готики, когда в архитектуре утвердилась форма стрельчатой арки, длина стельки обуви достигла 80-90 см. Появился особый тип обуви — высокие кожаные мягкие сапоги, достигающие бедер. Такие сапоги мужчины надевали к короткой верхней одежде.

Во второй половине XIV в. обувь стала такой узкой, а носочная часть такой длинной, что ее свернули в трубочку. Удлиненная узкая обувь была распространена по всей Европе, она повлияла даже на форму рыцарской металлической обуви (рис. 43). Ее называли кольцеи рострати или солютаре рострати. Она представляла собой туфли с подвижными звеньями и узкой, загибающейся вниз носочной частью. Туфли такой формы были заимствованы из Сирии.


Рис. 43. Рыцарская металлическая обувь

К концу XV в. увлечение острыми формами в Европе несколько ослабло, костюм приобрел декоративность и большую статичность, форма обуви стала спокойной. Во Франции длина обуви стала несколько сокращаться после 1480 г., однако в Германии обувь с длинной и острой носочной частью носили до первого десятилетия XVI в.

На протяжении долгого периода основными формами мужской обуви наряду с хуссо были башмаки (рис. 44) и шоссы.


Рис. 44. Крой башмаков готического периода

Читайте также:  Женская итальянская обувь маленьких размеров

Шоссы — длинные чулки-штаны — выкраивали из сукна одного или двух цветов и по следу нашивали тонкую кожу. Изготовление шоссов требовало снятия большого количества мерок (рис. 45) и большой обработки утюгом.


Рис. 45. Расположение мерок на суконном чулке

К женскому платью полагались суконные, обычно белые, шоссы. Высота их не превышала колена, они застегивались или подвязывались тесемками. На шоссы надевали черные кожаные полусапожки с очень узким носком — пулены.

В XV в. ремесленники и простой люд носили кожаные чулки, пристегнутые сбоку к штанам, так называемые шосс-ронд (рис. 46).


Рис. 46. Средневековые чулки шоссронд (а) и галоша (б)

С 1415 г. подошву стали выкраивать отдельно для правой и левой туфли. Для удобства ходьбы подошву несколько утолщали в пяточной части, а носочную часть загибали вверх; позднее появился низкий каблук (рис. 47). Обувь делали со шнурками или внутренней застежкой.


Рис. 47. Средневековая туфля

В XIV-XV вв. произошло разделение ремесленников на перчаточников, поясников, сумочников. Рукавицы появились значительно раньше перчаток — в эпоху феодализма. На Западе принято было носить рукавицы с выходной одеждой еще в III в. Когда их начали носить короли Германии, они приобрели символ власти. Во Франции и Англии необходимым атрибутом власти перчатки (рис. 48) стали в XIII-XV вв. Они несли также знаковую функцию. Брошенная перчатка служила вызовом рыцаря на поединок. Женскую перчатку рыцарь прикреплял к знамени в период турниров и военных походов. Красили перчатки в зеленый, красный, синий, серый цвета.


Рис. 48. Рыцарская перчатка

Рукавицы делали из кожи оленя и кролика. На охоте сокольник носил одну рукавицу из кожи буйвола. Зимние рукавицы подшивались мехом ягненка, кролика. В связи с оживлением строительства в XII в. строители и каменотесы также использовали рукавицы.


Рис. 49. Женская сумочка (XIV в.)

Быстрым изменением подвергались пояса и женские сумки, которые вначале носили на поясе. Сумки были мягких конструкций с пышным декором и сложными замками в виде элементов городской архитектуры (рис. 49). Женщины надевали пояс поверх нижнего белья и прикрепляли к нему ключи. Такие пояса назывались демицент. Пояса не только держали одежду на талии, но и имели символическое значение. Известно, что на казнь вели без капюшона и без пояса. Модные пояса, носимые во Франции на длинных платьях, достигали в ширину 5-6 см и имели металлические украшения. На пояса вешали различные кошельки, футляры для ножниц, ножи. Иногда концы поясов свешивались ниже коленей. Немецкий пояс дусинг был атрибутом рыцарского снаряжения.

Источник

Обувь

Средневековая обувь и обувь в стиле «фэнтези»

Студия Berkanar предлагает широкий ассортимент кожаной мужской и женской эксклюзивной обуви ручной работы, которую вы можете приобрести, не выходя из дома. В нашем интернет-магазине вы найдете как исторически точную ранне-средневековую обувь, обувь в стиле эпохи Ренессанса, так и популярную нынче обувь в стиле «фэнтези».

Обувь из нашего магазина станет прекрасным дополнением вашего костюма на средневековых мероприятиях, тематических фестивалях, свадебном торжестве, средневековом турнире или костюмированной вечеринке.

Простая и удобная обувь в стиле раннего средневековья сделана по всем стандартам того времени – вручную, из натуральной кожи, с кожаной подошвой, как и подобает настоящей средневековой обуви. Обувь в стиле «фэнтези» сочетает в себе средневековую стилизацию с современным комфортом внутри, и идеально подходит участникам игр живого действия, фехтовальщикам или просто любителям разнообразить свой городской стиль.

Для того, чтобы наши Прекрасные Дамы не ходили босиком, наши мастера разработали легкие и удобные средневековые туфельки, мягкие замшевые сапоги, ботфорты в стиле эпохи Ренессанса. Также множество моделей обуви из нашего ассортимента подходят как для мужчин так и для женщин.

При создании своего образа, правильно подобранная обувь – это чуть ли не самая важная деталь в историческом костюме, и мы готовы помочь вам сделать ваш образ оригинальным и незабываемым.

Читайте также:  Теплые ботинки для сильных морозов

Источник

Обувь Европы от раннего средневековья

Можно считать, что обувь появилась вместе с появлением культуры человечества и является частью этой культуры.

Под понятием обувь подразумевают любой ее вид, в основании которой лежит подошва, а основная функция которой, защищать ступню от внешних условий.

За тот огромный пласт времени, что прошел с момента появления первой пары обуви, когда человек приспособил кусок шкуры для защиты ноги от внешних условий, до нынешнего времени, обувь, постоянно изменялась.

На вид обуви, в основном, влияли климатические условия. Климат Европы не позволял носить открытую обувь теплых стран, здесь вынуждены были носить закрытую обувь, которая постоянно видоизменялась. Иногда это были кардинальные и правильные изменения, касающиеся улучшения обуви — такие как изготовление заготовок на правую и левую ногу, изготовление обуви по форме стопы, изобретение подошвы, каблука и некоторые другие. Иногда изменения обуви делали ее неудобной, часто просто вредной для ношения, но она была модной и очень четко должна была показывать сословные различия.

Можно сказать, что мода средневековой Европы была, мягко говоря, очень оригинальной.

Именно эта необходимость показывать принадлежность к определенным слоям, вынуждала носить ее, чтобы «не терять лицо».

Обувь раннего средневековья

Пример такой обуви клювовидная обувь 12-13 веков.

Такую обувь, вернувшись из крестовых походов, привезли с собой крестоносцы, а король Генри второй ввел эту обувь в моду.

Во Франции эта обувь получила название пулены — туфли с длинными носами, иногда для удобства загнутыми вверх.

Часто носы такой обуви украшали колокольчиками или бубенцами.

Интересно, что Французский король Филипп четвертый издал закон, согласно которому вся знать обязана была носить такую обувь.

Длина туфель наглядно демонстрировала статус их владельца. Нос туфель напрямую зависел от знатности их владельца. Был издан соответствующий королевский указ, разъясняющий кому и какой длины «клюв» разрешалось носить. К примеру – дворянам разрешалось носить башмаки с клювом не более 1.5 см., а князьям — 3 см., принцам крови – любой длины. Понятно, что чем более знатен вельможа, тем более неудобно ему ходить. Для удобства, придумали привязывать шнурком или цепочкой, загнутый нос обуви к ноге или поясу.

Позже в Париже издается новый закон, запрещающий носить обувь с длинными носами. Отныне носить такую обувь могли только члены королевской семьи. С этих времен по миру пошла поговорка «жить на широкую ногу».

В зависимости от знатности и благосостояния обувь изготавливали из кожи, шелка, бархата, шерсти. Цвета могли быть самые разнообразные.

Дамы в те времена носили сапожки и туфли из тонко выделанной кожи или замши. Но их обувь была, полностью закрыта платьем. Показать хотя бы кончик женской обуви из-под платья считалось аморальным.

Обувь, в зависимости от назначения, имела украшения.

12 век, отметился в истории обуви еще и изобретением каблука. Придуман он был для удобства кавалеристов — для того, чтобы нога не выскальзывала из стремени. Намного позже он перекочевал и на обувь «пешеходов».

Обувь средневековья

К середине 15 века длинные носы башмаков начинают укорачиваться. Острый нос башмаков становится более коротким и закругленным. По форме нос такого башмака напоминает утиный клюв. Так возникают названия такой обуви — утиный клюв, волчья пасть, коровья морда, медвежья лапа.

Это были плоские, очень открытые башмаки с широкими и круглыми носами.

Изготавливались такие башмаки из тонкой цветной кожи, шелка или бархата. Расширяясь в носке, обувь сужалась в заднике. Носить ее стало удобней.

Но уже к концу 16 века, туфли становятся такими «мелкими», что возникает необходимость крепить их к ноге. Входят в моду шнурки, банты, завязки, которые крепятся на подъеме ноги.

Конец 16 века, меняется мода на одежду. На одежде появляются многочисленные разрезы, и вместе с изменением моды на одежду, изменяется и мода на обувь. В моду входят туфли из цветной кожи, замши, бархата с широкими носами и без каблуков. Такую обувь украшали разрезами, через которую, была хорошо видна богатая подкладка.

Читайте также:  Как связать кеды для девушек

Обувь века барокко

17 век, век барокко.

Для придания обуви некоторой изящности, начинают носить деревянные каблуки, которые позже, стали обтягивать кожей, на туфлях появляются большие банты.

Мужчины должны были присутствовать на балах в туфлях с бантами из лент. Количество бантов не регламентировалось, в основном большой бант был на подъеме, бант поменьше мог быть около носка.

Мужчины этого века предпочитали носить ботфорты, представлявшие собой высокие сапоги с квадратными носами и с голенищами, которые заканчивались широкими раструбами. Иногда голенища отделывали кружевами или тесьмой.

В 17 веке увеличивается высота подошвы и каблука. Эту моду, говорят, ввел французский король Людовик четырнадцатый, который был небольшого роста.

Страстный любитель верховой езды, он же ввел моду на высокие сапоги – ботфорты. Ботфорты представляли собой тяжелые, обязательно высокие кожаные сапоги с наборным каблуком. С этого времени башмаки надеваются вельможами, исключительно, в парадных случаях. Придворные щеголи, часто расписывали свои каблуки различными миниатюрами. Интересно, что красный каблук и красная подошва были привилегией придворных вельмож.

На 17-18 век, приходится расцвет женской моды, обусловленный тем, что длина женской одежды стала короче и это позволило женщинам, с успехом и весьма охотно, демонстрировать свою обувь. До этого времени, мода на обувь работала, в основном, на мужчин.

Дамы 17 века, носили легкие и изящные туфельки из бархата, парчи или шелка.

Одно время были в моде женские туфли, на которые, для удобства надевалась отдельная подошва. Идея такого женского фасона туфель была перенята от мужчин. Мужские туфли для верховой езды были с каблуком, который при спешивании с лошади, проваливался в землю. Поэтому на такие туфли надевали подошву. Неудобство этой подошвы было в том, что при ходьбе она стучала о каблук.

Позже итальянцы применили такую подошву для зашиты от грязи.

Приблизительно в это же время, придумали крепить мягкий верх обуви к подошве при помощи ранта. Тогда же придумали на обувь натягивать галоши, которые делали из ткани и завязывали на щиколотке.

Обувь века рококо

Первая половина 18 века, век рококо.

Обувь приобретает еще большее количество различных украшений и декора. Появляется огромное количество пряжек, бантов и прочих украшений.

Мужская обувь имеет каблук и пряжки, часто пряжки украшаются драгоценными камнями.

Но главное новшество 18 века, это появление каблука в форме рюмки и туфель без задника.

От времен Французской революции до 20 века

Конец 18 века. Революция во Франции.

В это время произошла, очередная революция в моде на обувь

Мода, в знак протеста против аристократии, как бы возвратилась в античные времена. На какое-то время, во время Директории, даже появились сандалии.

Совсем исчез каблук, но появились разноцветные туфельки и ботиночки на лентах и завязках, часто украшенных вышивкой.

Неудобство такой обуви было в том, что она нуждалась в защите от непогоды.

К середине 19 века, у дам, вновь появляются каблуки. Исчезают легкие материалы вроде шелка, бархата, а появляются практичные кожаные ботинки. Обувь уже держит форму, становится более жесткой, появляются шнуровки, крючки и застежки. Писк моды того времени — высокие ботинки или полуботинки на каблуке «рюмочка» со шнуровкой и пуговками.

20 век в мире обуви выделяется тем, что обувь точно копирует форму ноги, стелька становится как бы слепком с Вашей стопы.

Начинаются эксперименты с более дешевыми материалами, такими как парусина, резина, войлок и пр.

Но это не значит, что обувь утрачивает свою значимость, она, по-прежнему является показателем общественного положения владельца. Созданием модной обуви начинают заниматься конструктора и художники. Обувь становится произведением искусства.

Продолжает создаваться аристократическая обувь — узкая в ступне, остроносая, на фигурном каблуке.

Основной обувью мужчин 20 века являются сапоги, полусапоги и штиблеты.

Источник