Меню

Вьется пыль под сапоги



История песни «Эх, дороги…»

Многие считают эту знаменитую композицию народной и думают, что она родилась в годы Великой Отечественной войны. Действительно, песня «Эх, дороги», или просто «Дороги», похожа на фольклорные произведения, однако её авторы хорошо знакомы советским меломанам.

Она появилась на свет, когда нацистская Германия уже капитулировала, но в памяти ещё были свежи воспоминания о кровопролитных боях и бесконечных фронтовых дорогах.

История песни «Эх, дороги…»

«Дороги» сочинили поэт-песенник Лев Ошанин и композитор Анатолий Новиков. Они написали её по заказу Ансамбля НКВД. Очень известный и популярный в те времена московский коллектив специализировался на театрализованных выступлениях, в которых все номера были объединены единым сюжетом. Главным режиссёром ансамбля был Сергей Юткевич.

Позже Лев Иванович рассказывал:

И вот в 1945 году этот ансамбль обратился к нам с А. Новиковым с просьбой написать одну или две песни для новой программы. Темы песен заранее были определены, мы получили длинный перечень их, от­печатанный на машинке.

Тогда казалось, что все, что можно было написать о войне, уже написа­но. И мы с Новиковым написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло — «Солдаты едут на фронт».

Работая над произведением, авторы вдохновлялись своими воспоминаниями о войне, фронтовых командировках и выступлениях перед бойцами.

Сначала они сочинили несколько музыкальных строк, на которые идеально легло первое четверостишье.

Все фразы в тексте очень короткие, поэтому их было непросто наполнить глубоким смыслом, поведать историю и вызвать эмоции у слушателя. Так, Лев Ошанин вспоминал, что долго не мог найти продолжение к строке «Твой дружок в бурьяне…». В итоге, он остановился на варианте «Неживой лежит»:

Вот это — «неживой», мне кажется, сказало больше, чем множество слов, которые могли стать на это место.

Насколько сложно было сочинять песню даёт понять эта цитата Льва Ивановича:

Для меня это, должно быть, была первая работа, в которой я по-настоящему понял трудность и счастье поиска песенного слова.

Режиссёр принял композицию, названную «Под стук колёс», ввёл её в программу и пригласил авторов на премьеру. Далее вновь процитируем Льва Ивановича:

И спели-то её не бог весть как. Но в зале вдруг возникла длинная ти­шина. Потом он взорвался и потребовал повторения песни. А я, слушая ее, смотрел на зал, и мне становилось все яснее одно: это совсем не песня «Под стук колес». Мы сами не поняли, что мы написали, это пока полу­фабрикат, заготовка, половинка песни.

Ошанин убедил Новикова отозвать произведение, чтобы окончательно её доработать.

А мне уже было ясно — это песня итога войны. Хотели мы или не хо­тели, а в ней зазвенела какая-то необъяснимая, но верная нота времени. Месяц я продержал песню в поисках того решения, которое увидел тогда в концертном зале. И потом мы выпустили ее заново. И называлась она сначала «Солдатские дороги». Потом «Эх, дороги». Наконец просто «Дороги».

Первую версию песни «Эх, дороги…» исполнил Иван Шмелёв, который был тогда солистом Ансамбля песни и пляски войск НКВД. Впоследствии её пели многие другие артисты и музыкальные коллективы.

Авторам также приходилось выступать в роли певцов. Рассказывает Анатолий Новиков:

Нас с Ошаниным стали приглашать в школы. Я садился за рояль, мы с поэтом пели «Дороги», и с нами вместе пели эту солдатскую песню ребята. Потом мы выходили из школы, и я спрашивал Ошанина: «Что же произошло, почему ребятишки, школьники поют эту песню, она же солдатская?»

И тут мы поняли, что ребята своим сердечком очень сильно, глубоко чувствуют эти военные взрослые дороги. В песне заключены для них и похоронка на отца, и бомбоубежище, и недетские военные страхи. И пели мальчишки и девчонки ее необычно, «со слезой». Не всегда знаешь, как «сработает» твоя песня…»

Кавер-версии

Песню исполняли очень многие известные артисты. Послушаем, как спел «Эх, дороги» Муслим Магомаев.

Не менее проникновенно спел «Эх, дороги» Дмитрий Хворостовский.

В своём неподражаемом стиле исполнял «Эх, дороги» Олег Даль.

В 1949 году версию “Эх, дороги…” на немецком языке исполнил Эрнст Буш. Она вышла под названием Ach, ihr Wege, но в СССР она известна как “Песня немецких танкистов”.

Делитесь любимыми версиями песни в комментариях.

Интересные факты

  • Лев Ошанин рассказывал, что один житель Казахстана убеждал его, что это песня из казахского фольклора.

Текст песни «Эх, дороги…»

Припев:
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.

Знать не можешь
Доли своей,
Может, крылья сложишь
Посреди степей.

Вьется пыль под сапогами
степями,
полями.
А кругом бушует пламя
Да пули свистят.

Выстрел грянет,
Ворон кружит:
Твой дружок в бурьяне
Неживой лежит…

А дорога дальше мчится,
пылится,
клубится,
А кругом земля дымится
Чужая земля.

Край сосновый.
Солнце встает.
У крыльца родного
Мать сыночка ждет.

И бескрайними путями,
степями,
полями
Все глядят вослед за нами
Родные глаза.

Снег ли, ветер —
Вспомним, друзья —
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Аккорды песни «Дороги»

Dm Gm C F A
Эх, дороги – пыль да туман,
Dm Gm A Dm
Холода, тревоги да степной бурьян.
Dm Gm C F A
Знать не можешь доли своей,
Dm Gm A Dm
Может крылья сложишь посреди степей.

Читайте также:  Как растянуть домашние тапки

C F C F
Вьется пыль под сапогами степями полями
C F Gm A
А кругом бушует пламя да пули свистят.

Цитата о песне

И мне было дорого, когда наш солдат номер один — маршал Жуков, — отвечая на вопрос корреспондента «Комсомольской правды», назвал «Дороги» одной из трех лучших песен войны.

Из написанных мною песен наиболее любима «Дороги». Она очень близка по строю народной песне. Помните: «Эх ты, ноченька…». Тот же глубокий вздох вначале, определяющий основной настрой песни-воспоминания.

Источник

Эх, дороги

Музыка Анатолия Новикова, слова Льва Ошанина (1945)
Исполняет Георгий Абрамов

Песня была написана вскоре после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1945 года, для театрализованной программы «Весна победная», которую задумал и осуществил к празднику 7 ноября режиссер Ансамбля песни и пляски войск НКВД Сергей Юткевич.

Все песни в ней, по замыслу постановщика, должны были связываться определенной сюжетной канвой — отъезд бойцов домой из Германии, поэтому их темы и характер были заранее намечены и оговорены. Авторам песни — композитору Анатолию Новикову и поэту Льву Ошанину — был вручен длинный их список, отпечатанный на машинке. Из этого списка Новиков и Ошанин выбрали песню-раздумье с условным названием «Под стук колес» и приступили к работе.

Первым исполнителем «Дорог» стал солист ансамбля НКВД Иван Шмелев. Премьера была успешной, но авторы еще месяц после этого дорабатывали песню.

Лев Ошанин вспоминал:

— Мы закончили песню. Ее приняли, похвалили. И вот мы сидим на пре­мьере новой программы. И спели-то ее не бог весть как. Но в зале вдруг возникла длинная ти­шина. Потом он взорвался и потребовал повторения песни. А я, слушая ее, смотрел на зал, и мне становилось все яснее одно: это совсем не песня «Под стук колес». Мы сами не поняли, что мы написали, это пока полу­фабрикат, заготовка, половинка песни. Я схватил Новикова за руку:

— Да ты что, — ответил Новиков, — я уже сдал клавир в издательство.

— Останови песню на неделю. Она неправильная.

Новиков недовольно буркнул:

— У тебя блажь какая-то.

Но по его хитрому прищуру я почувствовал, что он начинает меня понимать. А мне уже было ясно — это песня итога войны. Хотели мы или не хо­тели, а в ней зазвенела какая-то необъяснимая, но верная нота времени. Месяц я продержал песню в поисках того решения, которое увидел тогда в концертном зале. И потом мы выпустили ее заново. И называлась она сначала «Солдатские дороги». Потом «Эх, дороги». Наконец просто «Дороги».

Кстати, о формальных песенных законах. Когда «Дороги» уже появи­лись, я вдруг с удивлением заметил, что четверостишие — припев, он же зачин каждого куплета, потому что он не завершает, а открывает песню, — состоит из одних имен существительных. А глаголы зато как бы переско­чили в среднюю часть песни. Вероятно, это единственный случай в поэзии.

Анатолий Новиков рассказывал:

— Нас с Ошаниным стали приглашать в школы. Я садился за рояль, мы с поэтом пели «Дороги», и с нами вместе пели эту солдатскую песню ребята. Потом мы выходили из школы, и я спрашивал Ошанина: «Что же произошло, почему ребятишки, школьники поют эту песню, она же солдатская?» И тут мы поняли, что ребята своим сердечком очень сильно, глубоко чувствуют эти военные взрослые дороги. В песне заключены для них и похоронка на отца, и бомбоубежище, и недетские военные страхи. И пели мальчишки и девчонки ее необычно, «со слезой». Не всегда знаешь, как сработает твоя песня.

Текст

Эх, дороги.
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.

Знать не можешь
Доли своей,
Может, крылья сложишь
Посреди степей.

Вьется пыль под сапогами
степями,
полями.
А кругом бушует пламя
Да пули свистят.

Эх, дороги.
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.

Выстрел грянет,
Ворон кружит:
Твой дружок в бурьяне
Неживой лежит.

А дорога дальше мчится,
пылится,
клубится,
А кругом земля дымится
Чужая земля.

Эх, дороги.
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.

Край сосновый.
Солнце встает.
У крыльца родного
Мать сыночка ждет.

И бескрайними путями,
степями,
полями
Все глядят вослед за нами
Родные глаза.

Эх, дороги.
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.

Снег ли, ветер —
Вспомним, друзья —
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Источник

ЭХ, ДОРОГИ…

Песни Великой Отечественной войны под гитару
_
_
_
Тексты, аккорды, видеоразбор
_
муз. А.Новиковн сл. Л.Ошанин

_
_

_ рекомендуемый рисунок: _

Am Dm G7 C E
Эх дороги пыль да туман
Am Dm E Am
Холода тревоги да степной бурьян
Am Dm G7 C E
Знать не можешь доли своей
Am Dm E Am
Может крылья сложишь посреди степей
_ _
_ _ G7 C G7 C
_ _ Вьется пыль под сапогами степями полями
_ _ G7 C Dm E7
_ _ А кругом бушует пламя да пули свистят
_ _


_ _
Эх дороги пыль да туман
Холода тревоги да степной бурьян
Выстрел грянет ворон кружит
Твой дружок в бурьяне неживой лежит
_ _
_ _ А дорога дальше мчится пылится клубится
_ _ А кругом земля дымится чужая земля
_ _
Эх дороги пыль да туман
Холода тревоги да степной бурьян
Край сосновый солнце встает
У крыльца родного мать сыночка ждет
_ _
_ _ И бескрайними путями степями полями
_ _ Все глядят вослед за нами родные глаза
_ _
Эх дороги пыль да туман
Холода тревоги да степной бурьян
Снег ли ветер вспомним друзья
Нам дороги эти позабыть нельзя

Читайте также:  Стеллаж подставка для обуви с сидением

подскажите пожалуйсто каким перебором играется песня эх дороги…, замечательные аккорды но никак не могу уловить перебор.

А нельзя ли по понятней разжевать для полных чайников ! Это я за себя !

есть раздел обучение, он совсем небольшой, там все написано и показано, зачем к каждой песне длинное обучение, если везде одно и тоже

ой все понял, спасибо огромное.

разбор нормальный сделайте. перебор какой? надо не только гриф снимать,но и правую руку тоже.

схема же нарисована, а на видео просто общее звучание, все равно не разглядите точно пальцы

товарищи, нарисована ж схема- отлично подходит. Б-3-2+1-3-2+1-3 .
А в конце 1й и 3й строки (ту-у-ман, сво-оей) сыграть можно по разу Б-3-2+1-3 на аккорд С и Е
Спасибо большое за доступные разборы, разучиваем к майским праздникам с сестрой – всех сделаем на даче, под две гитары
Кто ещё только мечтает начатьучиться?! Не тяните время, в 45 уже и голос садится, и суставы не те.Память-ваще бастует… Но НРАВИТСЯ! бальзам на одинокое сердце -гитара!

очень классно! спасибо большое.

Спасибо огромное за аккорды! Самые адекватные, что видела.
С перебором действительно немного сложно: не улавливается с первого раза (хотя покажите мне того, у кого получается всё и сразу!). Послушай видео пару раз всё встало на свои места!
Ещё раз спасибо автору! (а все начинающие – не нойте, лучше больше играйте и старайтесь) =)

Если честно, то я не понимаю, что за маниакальная особенность снимать только гриф. С боем у многих проблем побольше бывает. Конечно, спасибо за то, что и самому подобрать под силу, но польза Ваших видеоуроков стремиться к нулю. ИМХО

как играть бой, можно посмотреть в разделе обучение, есть схема на рисунке, на неё надо смотреть, а не на мелькающую руку, на видео надо не видеть а слышать как бой сочетается с мелодией и в какое время переходы аккордов

Источник

История одной песни. Эх, дороги

Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу.
Написана была эта песня вскоре после окончания Великой Отечественной войны для театрализованной программы «Весна победная», которую задумал и осуществил режиссер Сергей Юткевич. Все песни в ней, по замыслу постановщика, должны были связываться определенной сюжетной канвой. И потому их темы и даже характер были заранее намечены и оговорены. Будущим авторам «Дорог» — композитору А. Г. Новикову (1896—1984) и поэту Л. И. Ошанину (род. в 1912 г.) был вручен длинный их список, отпечатанный на машинке, и они приступили к работе.
«Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано, — вспоминает о времени создания песни Л.Ошанин, — И мы с Новиковым, в частности, написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло — «Солдаты едут на фронт».
Такой песни еще не было… Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне».

Эх, дороги…
Пыль да туман.
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей:
Может, крылья сложишь
Посреди степей.
Вьется пыль под сапогами—
степями,
полями,—
А кругом бушует пламя
Да пули свистят.
Эх. дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Выстрел грянет,
Ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне
Неживой лежит.
А дорога дальше мчится,
пылится,
клубится,
А кругом земля дымится,
Чужая земля!
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Край сосновый,
Солнце встает-
У крыльца родного
Мать сыночка ждет.
И бескрайними путями —
степями,
полями —
Всё глядят вослед за нами
Родные глаза.
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли, ветер
Вспомним, друзья.
…Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Немного из биографий создателей песни.Ошанин Лев Иванович (17 (30) мая 1912, — 1996), русский поэт. Автор популярных патриотических, лирических песен.

Родился в Рыбинске, Ярославской области, в дворянской семье. Отец, Иван Александрович работал частным поверенным городского суда, мать, Мария Николаевна была музыкальным педагогом. В семье было 6 детей, но отец умер, когда Льву было 4 года. С 1922 года семья обосновалась в Москве.
После школы работал токарем; на социалистической стройке в Хибинской тундре.
С 1930 публиковался в журналах «Рост», «Молодая гвардия», «Огонек».
В 1936 — 1939 учился в Литературном институте им. Горького в Москве. Состоял в содружестве поэтов Гослитиздата, коллектив которых под руководством П. Г. Антокольского и И. П. Уткина выпустил сборники «Молодая Москва», «Пушкину», «Победители», Ошанин был одним из авторов.
Из-за плохого зрения Ошанина не был призван в армию, и даже после начала Великой Отечественной войны не смог стать военным корреспондентом. В 1941 вступил в Союз писателей СССР. Во время войны работал в военных газетах, ездил в командировки на фронт, где выступал перед солдатами, т. к. по состоянию здоровья не был военнообязанным.
В день начала войны, 22 июня 1941 года, из репродукторов на сборных пунктах звучала песня на написанное им ранее стихотворение «В бой за Родину», а после Победы И. О. Дунаевским на музыку были положены и стали песней его стихи последнего периода войны «Ехал я из Берлина». Он является автором множества популярных песен военного времени, в том числе песни «Дороги» (1946, музыка А. Г. Новикова).

Читайте также:  Сапоги утепленные это зимние

В 1948 вышла его книга «Всегда в пути» — поэтическая биография целого поколения. Его сборники: «Дети разных народов» (1950), «Стихи о любви» (1957), «Шел я сквозь вьюгу. » (1970), «Островитяне» (1972), «Издалека — долго» (1977), «Пока я дышать умею» (1985), «Баллады» (1987).
Лауреат Государственной премии СССР (1950).
За цикл стихов и песен к кинофильму «Юность мира» удостоен Сталинской премии (1950). Награждён двумя орденами, а также медалями.
До последнего года жизни вёл в Литературном институте семинар для молодых поэтов.
Умер поздним вечером 30 декабря 1996 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

С 1984 года Ошанин Почётный гражданин Рыбинска (Лев Иванович ежегодно приезжал на родину, посвятил ей несколько стихотворений, был участником ряда местных мероприятий). В 2002 году часть Сельскохозяйственной улицы в Рыбинске была переименована в улицу Ошанина. 2 августа 2003 года на набережной Волги поэту установлен памятник: возле парапета Лев Иванович с книгой в руках смотрит на реку.
Имя Ошанина носит Детская школа искусств в городе Вязники Владимирской области.
Также является почётным гражданином Кировска.

Анатолий Григорьевич Новиков (18 (30) октября 1896, Скопин — 24 сентября 1984, Москва) — советский композитор, хоровой дирижёр, педагог. В автобиографии Новиков с трогательностью вспоминает о том, как в детстве внимал пению матери, бегал смотреть на выступления полкового оркестра, «на первый же заработанный полтинник купил балалайку и довольно быстро выучился играть по слуху». Затем будущий композитор увлекся хоровым пением и дирижированием.
Первоначальное музыкальное образование получил в Рязанской учительской семинарии (1912-1916) и Московской народной консерватории (1916-1917) (ученик В. Пасхалова, А. Крейна).
Анатолий Григорьевич Новиков после окончания Народной консерватории вернулся на родину. В 1918-1920 годах — дирижёр хора при Отделе народного образования города Скопин. В Скопине он написал первые хоры, одноактную оперу-былину «Илья Муромец».
Анатолий Григорьевич имел хорошие вокальные данные, пел в оперетте, а в 1920–1921 годах играл в Рязанском драматическом театре.
В 1921-1924 годах он преподает музыку в сельскохозяйственном техникуме в г. Битца Московской области.
В 1924-1926 годах — руководитель художественной самодеятельности в клубе Военной академии имени Фрунзе в Москве.
В 1921-1927 годах поступил в московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, где учился композиции у прославленного Рейнгольда Глиэра, который был автором первого советского балета «Красный мак».
Развитие его композиторского таланта продолжилось после окончания Московской консерватории. Композитору Новикову принадлежит авторство множества сюит, хоров, музыкальной поэмы, комедии, произведений других музыкальных жанров. Новикова называют композитором-песенником, он написал более 600 песен и музыкальных тем. Даже если бы композитор не написал ни одного произведения, кроме песни «Дороги», его имя было бы известно.
В 1926—1928 годах преподаватель теории музыки на вокальных курсах Государственного института музыкальной науки, в 1929—1932 годах – музыкального техникума имени Октябрьской революции.
В 1928—1938 годах инструктор по красноармейской самодеятельности Центрального дома Красной Армии, Московских артиллерийских курсов, Политуправления Московского военного округа.
В 1930-1951 годах — художественный руководитель ансамблей песни ВЦСПС, Всесоюзного радио и др.
Председатель Всероссийского хорового общества (с 1958 года).
Автор более 600 песен на слова различных авторов, в том числе «Смуглянка» (1944), «Дороги» (1946), «Россия» (1946), «Гимн демократической молодёжи мира» (1947), а также музыкальных комедий («Василий Тёркин», 1971 г. и др.)
Ушёл из жизни 24 сентября 1984 года в Москве.
Похоронен на Новодевичьем кладбище столицы (участок № 10).

Награды и звания:
Герой Социалистического Труда (29.10.1976)
Сталинская премия второй степени (1946) — за песни «Вася-Василёк», «Пять пуль», «Где Орёл раскинул крылья», «Партизанская думка», «Ветер студёный» и другие
Сталинская премия второй степени (1948) — за «Гимн демократической молодёжи»
заслуженный деятель искусств РСФСР (1947)
народный артист РСФСР (1961)[6].
народный артист СССР (1970).
два ордена Ленина (29.10.1966; 29.10.1976)
орден Октябрьской Революции (02.07.1971)
орден Трудового Красного Знамени (24.11.1956)
медали.

А теперь послушаем песню в различном исполнении:

Эх, дороги, пыль да туман. Георгий Виноградов и Хор Александрова

Эх, дороги, с хроникой ВОВ, исполняет Леонид Пшеничный и хор им.Александрова.

Источник

Adblock
detector