Меню

Туфли кроссовки сандалии кеды что лишнее



Туфля, тапка, кроссовка — как грамотно назвать часть пары обуви?

Помните из «Кавказской пленницы» знаменитое «чей туфля? — моё!» ? Звучит забавно, но как же говорить правильно: «туфель», «туфля»? А с остальной обувью вообще путаница! Пора навести порядок в словесной обувнице и начать говорить грамотно.

Когда одна штучка — женского рода

Признаюсь, я сама раньше знала не все правила о названиях обуви. Кое-что меня даже удивило. Итак, один экземпляр из пары превращается в женский род в случаях:

Туфли — одна туфл Я (а не «туфель»)

Сандалии — одна сандал ИЯ (а не «сандалий»)

Тапки — одна тапк А (а не «тапок» — вы знали??)

Тапочки — одна тапочк А (а не «тапочек»)

Кроссовки — одна кроссовк А (а не «кроссовок»)

Бутсы — одна бутс А (а не «бутс»)

Бахилы — одна бахил А (а не «бахил»)

Босоножки — одна босоножк А (ну, тут уж трудно сказать по-другому).

Когда один из пары — «мужик»

По моим наблюдениям, это правило срабатывает, когда назвать обувь по-другому просто язык не поворачивается. Смотрите сами:

Ботинки — один ботин ОК (ну, не «ботинка» же?)

Ботфорты — один ботфор Т (а не «ботфорта»)

Черевички — один черевич ЕК (интересно, а Вакула знал?)

Чувяки — один чув ЯК (кто-нибудь помнит, что это?)

Материал подготовлен с использованием портала new.gramota.ru.

Напишите в комментариях, открыли ли вы для себя что-то новое? Давайте это обсудим!

Было полезно? Пожалуйста, поставьте «пальчик вверх» и подпишитесь на канал, чтобы другие читатели тоже увидели статью.

С уважением, автор канала «Беречь речь» — здесь пишут о русском языке с юмором и любовью.

Источник

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 106, 107, 108

4. Запиши форму единственного числа имён существительных. Обрати внимание на род существительных каждой группы.

1. Туфля, тапок, кроссовка, сандалия, босоножка.

2. Кед, лапоть, ботинок, ласт.

Почему эти слова чаще всего употребляются во множественном числе?

Все предметы с такими названиями используют только в паре, поэтому и существительные используют во множественном числе.

5. Вставь слова, данные в скобках, в форме единственного числа.

1. На левой лапище у него красуется правая кроссовка, а на правой — левая. (И. Краева)

2. Дойти-то можно, да вот только у Кати туфля с ноги сваливается, а шнурок-то потерян. (И. Пивоварова)

3. Левая сандалия с протертой насквозь подошвой доказывает, что её хозяин любит скорость: ведь левой ногой толкаются, когда мчатся на самокате. (В. Крапивин)

4. Если вы себе представите, что у нее на одной ноге была клетчатая тапка, а на другой — старая мамина босоножка, то вы, наверное, сообразите, что маня выглядела довольно странно. (И. Пивоварова)

5. Девочка внезапно остановилась, топнула ногой, и мальчишка, чуть было не налетев на неё, остановился в сантиметре. Кед Элички придавил сандалию Элека, глаза её смотрели в его глаза. (Е. Велтистов)

6. Кручусь на месте, пытаясь разглядеть, где же Виктор, и наконец чувствую, что кто-то ухватил меня за ласт. (В. Степанов)

Спиши четыре примера по своему выбору.

Источник

Методическая разработка по лексической теме «Обувь»

Логопедические пятиминутки

по лексической теме

Артикуляционная гимнастика «Язычок покупает себе обувь»

Сегодня Язычок пошёл в магазин за обувью. Сначала он купил кроссовки, чтобы совершать утренние пробежки вокруг дома (рот открыт, языком облизывать губы по кругу в одну и другую стороны) и играть в футбол (упражнение «Футбол») . Потом Язычок купил комнатные тапки, чтобы в них делать всю работу по дому: подметать (кончик языка во рту за верхними зубами выполняет движения) , вытирать пыль (упр-я «Чистим нижние и верхние зубы») , сметать паутину с потолка (упр-е «Маляр»). А ещё Язычок купил себе тёплые сапоги, чтобы зимой кататься с горки (упр-е «Горка» — рот приоткрыт, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы) .

Читайте также:  У новых туфель самый сладчайший

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра: «Новые кроссовки»

Как у нашей кошки (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

А козлёнок маленький

А сыночек Вовка —

Вот так, (шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Мы на полку обувь ставим, (Поднимают поочерёдно руки вверх.)

А потом её считаем: (Сгибают пальцы по порядку.)

Сапоги, кроссовки, туфли,

Шлёпанцы, сандалии в кухне,

Босоножки, кеды, боты

И высокие ботфорты,

Валенки, лапти, калоши,

Их выпачкивать не гоже. (Повороты головы в стороны.)

Посчитай, скажи ответ, (Руки согнуты в локтях, руки перед грудью, пальцы раздвинуты.)

Знаешь, сколько или нет? (Спрятать руки за спину, поворачивать голову в стороны.)

Речевая зарядка «Сапоги»

Сшили их из черной кожи

В них теперь ходить мы можем

И по слякотной дороге –

Не проиокнут наши ноги..

Координация речи с движением. Физкультминутка «Стал сапожником Енот»

Стал сапожником Енот,

Он для всех обувку шьёт:

Тапки — на лапки,

Сапожки – на ножки (Наклоняемся и руками достаем по очереди то одну, то вторую ногу)

Он на туфельки у стойки

Делает набойки (стучим ладошками по коленкам)

Тапки – на лапки,

Сапожки – на ножки (Наклоняемся и руками достаем по очереди то одну, то вторую ногу)

Даже старые ботинки принимает для починки,

Молотком стучит он ловко: тук-тук-тук,

Прибивает вмиг набойку на каблук. (стучим кулачком о кулачок).

Ходят звери день-деньской

К той сапожной мастерской:

Благодарны все еноту за работу, (хлопаем в ладоши)

За тапки за лапки,

За сапожки на ножки (наклоняемся и руками достаем по очереди то одну, то вторую ногу)

Уточнить и расширить представления детей об обуви и её назначении; их существенных признаках, материалах, из которых она сделана. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Ввести в активный словарь:

существительные : обувь, галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки;

прилагательные: теплая, удобная; резиновый, кожаный, легкий;

глаголы: носить, обувать, чистить.

Упражнение «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».

Дифференциация одежды и обуви или обуви по сезонам. Развитие мышления, зрительного внимания, связной речи.

Комплекты картинок: сапоги, кроссовки, плащ, туфли; сарафан, босоножки, сандалии, шлепанцы; валенки, меховые сапожки, унты, босоножки; резиновые сапоги, ботинки, сандалии, боты.

Упражнение «Помоги Айболиту»

Упражнять в выделении начального гласного звука из слов.

Вариант 1 Взрослый называет слова, а ребенок называет с какого звука начинается названное слово

Вариант 2 Взрослый предлагает ребенку выбрать слова с заданным звуком из предложенных картинок.

Вариант 3 Взрослый предлагает ребенку самостоятельно подобрать слова с заданным звуком.

с 07.11.2016 по 11.11.2016

Общие речевые навыки. Слуховое и зрительное внимание

Работа над интонационной выразительностью речи Речевая зарядка «Сапоги»

Игра на развитие слухового внимания:

«Что лишнее?» (по лексической теме).

Работа над четкостью дикции: Стихотворение «Таня – неумелочка»

внимания: «Что исчезло?» (по лексической теме)

Игра на развитие слухового внимания:

Какое слово отличается от других?

Сапог, тапок, сапог, сапог

Общая и мелкая моторика

Координация речи с движением.

«Стал сапожником Енот»

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»

Отгадай загадку. Раскрась предмет обуви о которой идет речь.

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Звуковой анализ звукокомплексов: АУ, УА, ИА,АИ.

Упражнять в выделении гласных звуков «А,У,И» из начала слов. Упражнение: «Помоги Айболиту». Вариант 1

Упражнять в выделении гласных звуков из начала слов. «Помоги Айболиту» Вариант 2.

Упражнять в выделении гласных звуков из начала слов. «Помоги Айболиту» Вариант 3.

Читайте также:  Сандали ортопедические детские размеры

Звуковой анализ звукокомплексов состоящих из трех гласных звуков.

Лексика. Связная речь. Грамматика

Обувь. Новая лексика. Отгадывание и толкование загадок

Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных: игра с мячом: «Один – много»

Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графический план по теме: «Сапожник».

Упражнять в употреблении существительных с предлогами «В», «ИЗ». Составь предложение по схеме.

Упражнять в словообразовании относительных прилагательных и их согласовании с существительными в роде «Какой? Какая? Какое?»

Работа над слог. структ. слова

Работа над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных. Проговаривание предложений с отработанными словами

Автоматизация поставленных звуков по заданию логопеда

Иллюстр. материал и художеств. литература

Предметные картинки по лексико-семантическому циклу: «Обувь.

Е.Пермяк «Как Маша стала большой»

И по снегу, и по льду,

В них в любой мороз пройду.

Какую обувь ты еще видишь?

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Номер материала: ДБ-025732

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Укажи лишнее слово кроссовки кеды босоножки?

Русский язык | 1 — 4 классы

Укажи лишнее слово кроссовки кеды босоножки.

Я считаю, что лишнее тут — это босоножки.

Потому что кеды и кроссовки это спортивная обувь, в которой удобно бегать.

Разбор слова по составу босоножки?

Разбор слова по составу босоножки.

Состав слова босоножка очень надо пожалуйста?

Состав слова босоножка очень надо пожалуйста.

Какие из этих слов не имеют формы единственного числа, вот слова : бутсы брюки ботфорты ботинки лосины босоножки туфли кроссовки кеды подтяжки гетры чулки унты джинсы онучи пинетки тапки ползунки шаро?

Какие из этих слов не имеют формы единственного числа, вот слова : бутсы брюки ботфорты ботинки лосины босоножки туфли кроссовки кеды подтяжки гетры чулки унты джинсы онучи пинетки тапки ползунки шаровары сандалии пуанты шорты порты краги панталоны латы леггинсы полусапожки бахилы.

Котята — кроссовки — кружка почему котята лишние?

Котята — кроссовки — кружка почему котята лишние.

Помогите разобрать слово БОСОНОЖКИ по составу?

Помогите разобрать слово БОСОНОЖКИ по составу.

Запишите 3 — 4 неологизма : _______________________________________________________________________________________________________________________________какое слов самое молодое?

Запишите 3 — 4 неологизма : _____________________________________________________

какое слов самое молодое?

А) босоножки, сандалии, кроссовки ; б) кафтан, шуба, куртка ; в) баталия, сеча, бой ; г) арифметика, компьютер, счёты ; д) радио, фотоаппарат, магнитофон.

Укажите существительные, которые в форме единственного числа имеют мужской род?

Укажите существительные, которые в форме единственного числа имеют мужской род.

1 разнообразные тюли 2 элегантные туфли 3 удобные кеды 4 зеленые босоножки.

Укажите существительное, которое по грамматическим признакам является лишним?

Укажите существительное, которое по грамматическим признакам является лишним.

Укажите термин, называющий этот грамматический признак одним словом.

Туфли Кроссовки Сандалии Кеды.

Помогите четвёртое лишнее : кеды, босоножки, ботфорты, кроссовкичетвёртое лишнее : пальто, плащ, шуба, кафтан?

Помогите четвёртое лишнее : кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки

четвёртое лишнее : пальто, плащ, шуба, кафтан.

Четвёртое лишнее : шашки, бирюльки, шахматы, лото.

Укажи «лишнее » слова?

Укажи «лишнее » слова.

Читайте также:  Кроссовки зимние мужские шипованные

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Укажи лишнее слово кроссовки кеды босоножки?. Вопрос соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском», который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

Источник

Так «чей туфля?»

Продолжаем серию публикаций под рубрикой «Как это по-русски?». Эксперты и знатоки русского языка помогают нам разобраться, как правильно говорить, что означают те или иные слова, обороты речи.

В какой-то момент решили, что и без нас достаточно источников, пропагандирующих культуру русской речи. А еще школа, высшие учебные заведения…. Словом, вроде есть кому подсказать и рассказать о том, как надо говорить, а каких оборотов русского языка следует избегать.

Нам написала Светлана Коваленко – бухгалтер из Новопокровского района:

— Всегда считала себя образованным человеком, а недавно шестилетний внук ввел меня в замешательство, спросив: «Ба, а если туфлЕй одна штука, то это тУфль или туфлЯ? Не нашлась, что и ответить. Подскажите…

На вопрос нашей читательницы отвечает Светлана Буданова – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры современного русского языка Кубанского государственного университета:

— «Чей туфлЯ? Моё. Спасибо!» — известная фраза из не менее известной советской кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». А правильную ли обувь с точки зрения норм современного русского языка мы носим? Туфли, босоножки, сандалии, кроссовки, тапки, кеды. Давайте разберемся с формой единственного числа этих слов. Герой комедии, конечно, ошибся и в роде слова «туфля» — он в литературном языке женский, и в ударении – правильно будет «тУфля». И для большинства слов, перечисленных выше, форма женского рода является нормативной. Употребление же их в мужском роде расценивается либо как ошибка, либо как разговорный вариант, менее предпочтительный по сравнению с литературным. Исключением в нашем «обувном ряду» являются только «кеды». Для них форма мужского рода нормативна.

Итак: туфли — тУфля, босоножки — босоножка, сандалии — сандалия, кроссовки — кроссовка, тапки — тапка, (но!) кеды — кед. Уверена, для многих читателей эти формы весьма непривычны и даже неожиданны.

Но подобные «неожиданности» в русском языке далеко не редкость. И обычно непривычность форм тех или иных слов связана с их нечастым употреблением, в той же степени, как и с естественным развитием языка. Так, еще совсем недавно форму единственного числа всеми любимых «гренкОв» (да, именно с таким ударением) орфоэпические словари предписывали лишь одну — гренОк. Сейчас же допустимым может считаться и такой вариант: грЕнки — грЕнка. Кроме того, в современном русском языке есть слова, в которых одинаково правильны формы и мужского рода, и женского: георгины — георгин и георгина, банкноты — банкнот и банкнота, бакенбарды — бакенбард и бакенбарда, спазмы — спазм и спазма, заусенцы (или заусеницы) — заусенец и заусеница и некоторые другие.

Однако не стоит думать, что подобная двойственность нормы в русском языке распространяется на большинство слов. Это не так. Одновременное существование равноправных вариантов — явление не столь частое и временное. И язык в недалеком будущем в результате «естественного отбора» закрепит как нормативный тот, что в современной ситуации будет самым употребительным и распространенным.

В помощь:

Орфоэпический словарь – словарь, отражающий орфоэпическую норму слова, то есть современное ему литературное произношение и ударение. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в орфоэпическом аспекте.

Источник