Меню

Тормозной башмак для вагона состоит



Тормозной башмак для вагона состоит

Предназначение тормозных башмаков, — остановка и закрепление вагонов. Их используют как для остановки вагонов в нужном месте, так и закрепления вагона или группы вагонов от самопроизвольного ухода (При сильном ветре или уклоне железнодорожного пути).

Применение тормозных башмаков для остановки вагонов.

При сортировке вагонов, локомотив толкает вагон или группу вагонов, на нужный путь с «горки» или без неё. Составитель должен установить тормозные (горочные) башмаки на рельсы в том месте, где необходимо остановить состав. Иногда башмаки устанавливают неподалеку от уже стоящего на пути состава, чтобы предотвратить сильный удар автосцепками вагонов. Тормозные башмаки в таких случаях должны ставиться на оба рельса.

Помимо основной задачи, по торможению вагонов, башмаки используют для закрепления вагонов от произвольного ухода. Все вагоны, которые оставляются на железнодорожных путях без локомотива, должны быть закреплены тормозными башмаками с обеих сторон. На железнодорожных путях, которые имеют уклоны, количество тормозных башмаков для закрепления рассчитываются по специальным формулам. Эти формулы учитывают не только величину уклонов, но и возможные ветровые нагрузки.

Принцип действия тормозных (горочных) башмаков при остановке и торможении вагонов.

Колесо вагона накатывается на башмак и упирается в упор. Поступательная сила движения состава, заставляет скользить тормозной башмак по головке рельса. Сила трения гасит кинетическую (поступательную силу), и вагон останавливается.

При полной остановке движущегося состава, инерционные силы отталкивают вагон назад, и колесо съезжает с башмака.

Тормозные башмаки могут быть использованы для замедления скорости движения вагона. Для этого должны быть установлены приспособления, которые в определенном месте железнодорожного пути сбрасывают тормозной башмак с рельса, и вагон, замедленный в движении, продолжает катиться без башмака.

При проведении маневровых работ на станционных путях, тормозные башмаки используют для временного закрепления, — подклинки. Подклинку обычно делают при остановке поезда на подъеме, чтобы избежать ухода вагонов вниз, в случае «саморасцепа» (самопроизвольного расцепления вагонов).

Виды тормозных башмаков.

Тормозные башмаки бывают несколько видов.

Наиболее распространённый стальной башмак, тип Бюссинга.

Он состоит из стальной пластины (языка) длиной 500 мм, на которой закреплен упор.

Стальная пластина такого упора может быть с односторонним свесом или двухсторонним.

Если свес только с одной стороны, то на второй стороне пластины имеется специальное приспособление, состоящее из пружины и стержня, которое позволяет тормозному башмаку обхватывать головку рельса и скользить по крестовинам стрелочных переводов.

Вес такого тормозного башмака 5-8 кг.

Литые башмаки с двумя свесами, тоже очень популярны на железнодорожных путях России так как имеют простейшую конструкцию, но при этом больше весят. Весит такой тормозной башмак порядка 16-ти килограмм.

Большой вес литого башмака это не единственный минус. У этих приспособлений острый конец (язык) который часто загибается кверху. В связи, с чем происходит сброс колеса с рельса, и башмак ломается.

На объектах с повышенным требованием к пожаробезопасности, используются тормозные башмаки из латуни или алюминия. Они исключают возникновения искр при торможении вагонов.

К работе с тормозными башмаками, допускаются только специально обученные люди,- составители поездов.

Опубликовано 3 года назад. Просмотров с момента размещения на сайте 13072

Источник

Тормозной БАШМАК — маленький винтик большой системы

Опубликовано 15.08.2019 · Обновлено 04.02.2021

На железной дороге нет незначимых устройств, какими бы простыми и малоразмерными они не казались, и сегодня я хочу рассказать вам об одном таком устройстве. Вы даже наверняка представляете себе как оно выглядит, и, кажется, с ним все просто и понятно, но к сожалению из-за неправильной эксплуатации именно этого устройства, характерные аварии на железной дороге всё происходят и происходят, последствия от которых иногда довольно тяжелые.

Речь пойдет о Тормозном башмаке

Устройство башмака простое, всего три детали, сваренные или скрепленные заклепкой воедино:
полоз — он как раз прилегает к рельсу, на него накатывается колесо вагона или локомотива, причем пятно контакта колеса, после наката на башмак, полностью находится на полозе, и колесо не имеет контакта с рельсом;
опорная колодка — в нее упирается колесо, угол наклона и профиль колодки полностью повторяют профиль колеса, это особенно важно, для предотвращения переката колеса через башмак, что как правило приводит к сходу колесной пары с рельс;
и ручка — её используют не только для того, чтобы носить башмак в руках, а ещё чтобы через специальное устройство (длинной железной палкой) раскладывать башмаки на путях сортировочных горок, для последующего торможения вагонов или отцепов, а ещё ручка выполняет «охранную» функцию, если можно так сказать, при хранении башмаки запираются с помощью железной палки с замком, проходящей через ручки — тормозной башмак устройство строго учета!

Читайте также:  Как сделать кожаные туфли мягкой

С устройством разобрались, сразу давайте отметим такой момент — практически все башмаки сделаны из стали и ими можно как тормозить отцепы, движущиеся с горки, так и закреплять составы. Но есть ещё специальные башмаки — искробезопасные. Они используются в тех зонах, где имеются повышенные требования к пожарной безопасности. Так вот эти башмаки, точнее полоз таких башмаков, сделан из алюминия, или другого мягкого металла. Тормозить такими башмаками отцепы категорически запрещено.

Перекат через башмак

И в чем такая великая значимость тормозного башмака?

Большинство единиц подвижного состава РЖД стоит в данный момент на стояночных путях. Это и вагоны всех видов, и локомотивы, и электропоезда и даже паровозы. Грузовые составы прибывают на сортировочные станции, локомотив отцепляется и начинается маневровая работа — разборка и сортировка состава. В итоге будут сформированы новые составы, которые отправятся например в городскую котельную. Пассажирские составы по прибытию на конечную станцию скорее всего отправятся в тупик, или вагонное депо. Есть и локомотивы, которые ждут очереди на ремонт, или просто находятся в холодном резерве.

Из-за специфики поездных пневматических тормозов любой состав или вагон, который остался без действующего локомотива (в котором компрессор поддерживает давление в ТМ), через некоторое время потеряет давление воздуха в тормозной магистрали и, соответственно, способность удерживать себя в неподвижном состоянии. Можно было бы использовать ручные тормоза, но во первых это довольно долго, требуется огромное количество мускульной силы, а во вторых это может быть просто неэффективно, особенно на больших уклонах.

Так что именно тормозной башмак закрепляет и удерживает все эти единицы в ожидании своей поездки на месте. И в плане закрепления действуют очень строгие правила!

НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ТОРМОЗНЫМИ БАШМАКАМИ

Приложение № 17 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации

В РЖД, как я уже говорил, происходят аварийные ситуации, из-за нарушения работниками этих правил!

На каждой станции есть свой ТРА (техническо-распорядительный акт), в котором прописаны уклоны на каждом участке и любом пути станции. С учетом данных об уклонах, массы вагонов, массы, приходящейся на одну ось (масса состава/количество осей) вычисляется количество башмаков, которыми необходимо закреплять поезд, и с какой стороны башмаки необходимо установить. Сейчас все эти расчеты выполняет компьютерная программа, куда дежурный по станции вводит исходные данные о вагонах, и в соответствии с полученными инструкциями дежурный дает указание составителю поездов и машинисту маневрового тепловоза.

Как башмак оказывается под колесом? — методом наката, под контролем составителя машинист тепловоза передвигает состав прямо на башмаки, в момент наезда колеса на полоз башмака составитель по радиосвязи дает команду машинисту на остановку. Если машинист или составитель не отработают эту задачу с должным вниманием, не произведя в нужный момент торможение, возможен перекат колесной пары через башмак, и её сход с рельс.

Постановка обратно на путь сошедших из-за переката через башмак колесных пар вагона

Самопроизвольное движение состава — это серьезное происшествие, которое может иметь самые разные последствия. Такое движение может возникнуть из-за халатности составителя поездов, который не стал в полной мере выполнять инструкции ДСП по закреплению состава. Проблему усугубляет тот момент, что движение состава начинается не сразу после отцепа от маневрового тепловоза, а значительно позже — после истощения тормозной магистрали. Состав начинает движение стоя на башмаках, и его путь закончится либо в тупике, либо на сбрасывающей стрелке, а если все инструкции нарушены, то его остановит какой-нибудь поезд. А вы думали для чего на железной дороге стрелки вникуда!

Башмаки для сортировочных горок

Башмаки, как я уже говорил, используются не только для закрепления составов, но и для торможения отцепов и вагонов на сортировочных горках. В самом начале 19 века был изобретен башмакосбрасыватель, который и начал эру горочных (тормозных) башмаков.

Читайте также:  Как раскрасить черные кеды

Башмакосбрасыватель

Когда вагон катится с горки, составителем расставляются башмаки, на различном расстоянии от башмакосбрасывателей (которые установлены на каждом пути сортировочной станции с некоторым интервалом). Чем больше расстояние, которое пройдет вагон или отцеп на башмаке, или чем большее количество осей встанет на башмак (составитель по ходу движения может подкладывать башмаки под колеса отцепов), тем сильнее отцеп или вагон сбросят скорость. Количество и расстояние между башмаками рассчитывает как правило специальная программа. В итоге, с помощью только башмаков, можно подвести отцеп к составу со скоростью 3-5 км/час.

Составитель поездов ставит башмак (с сайта РЖД)

Горочными башмаками, каких моделей они бы не были, разрешено производить закрепление составов. Надо отметить, что моделей башмаков сейчас довольно много, но выполняемых задач две, но зато какие они оказывается важные.

А вы знаете, что важность такого изобретения конца 18 века как башмак, подчеркнули железнодорожники в Омске установив ему памятник.

Источник

Башмак тормозной: устройство и характеристика

Часто на станциях и узлах железных дорог необходимо проводить сортировку вагонов. Вагоны двигаются при помощи тепловоза или электровоза. Иногда для ускорения вагон не доводится до своего места, а толкается после отцепки. Таким образом, вагон катится самостоятельно. Чтобы он остановился там, где нужно, или же чтобы предотвратить удар в мирно стоящий состав, вагон необходимо задержать. Для этого используют тормозной башмак. На сортировочных узлах железных дорог состав и вагоны устанавливают на наклоненный участок либо толкают при помощи тепловоза. Затем вагоны отдельно или группами устанавливают на нужные пути.

Для того чтобы установить это устройство, необходимо воспользоваться специальным дополнительным приспособлением. Это так называемая вилка. С ее помощью можно максимально безопасно проводить работы по торможению тележек отцепа. Чтобы удалить башмак тормозной из-под колес, также необходима вилка.

Не следует подвергать эту деталь какому-либо механическому воздействию. Так, не рекомендуется устанавливать башмаки под колеса при помощи кувалды. При использовании специальной вилки устанавливать его нужно только тогда, когда состав или вагоны полностью остановились.

Тормозной башмак для вагона: принцип работы

Принцип работы этого приспособления заключается в замене трения качения вагона на трение скольжения. Это явление железнодорожники называют юзом.

Длина этого юза зависит от самых различных факторов. Например, от того, насколько гладкая поверхность рельса и башмака. Важна масса состава, вагона, а также нагрузки на оси вагона. Еще нужно учитывать ту скорость, с которой железнодорожный вагон входит в башмак тормозной. Сюда же относят и погодные условия.

Как установить башмак?

Для этого существует два способа. Профессиональные железнодорожники различают ручной способ и механизированный.

Когда колесная пара вагона упирается в головку башмака, а затем скользит по рельсам, то сопротивление движению возрастает. Скорость движения состава или вагона замедлятся. Здесь можно положить приспособление на рельсы руками либо с использованием вилки.

Чтобы исключить несчастные случаи, особенно при работе на больших скоростях, железнодорожники применяют механизированный башмак тормозной. Его отличие от обычного заключается в том, что монтаж и снятие осуществляется при помощи различных приспособлений с механическим или же электрическим приводом. Этот привод как бы надвигает башмак на путь, где пройдет состав. Для этого используют трос.

Торможение вагонов с централизованного поста

Это один из самых популярных способов торможения. Здесь применяются башмаки, которые могут двигаться в специальных желобах. По направляющим с помощью тросов башмак движется в обратную от движения вагона сторону. Башмак выполняет торможение колесных пар и при помощи тех же колес отводится в свое исходное положение.

Иногда такое управление механическим башмаком может осуществляться при помощи педалей.

Здесь, прежде чем начать тормозить, он автоматически выдвигается навстречу отцепу. Когда вагон наедет на педаль, то двигатель переместит башмак в ту сторону, в которую движется вагон. Скорость, с которой башмак тормозной остановит вагон, пропорциональна скорости, с которой он двигался в момент встречи.

Виды башмаков

Эти приспособления различаются по тому, как их устанавливают и снимают. Различают ручные устройства и механические.

К примеру, механические системы отличаются тем, что установка или же удаление их осуществляется только лишь с помощью специальных механизмов. Такие башмаки, в свою очередь, разделяют на врезные и неврезные.

Читайте также:  Классика с белыми кедами

Еще можно отметить сбрасывающий тормозной башмак. Это специальный вид устройств, которые предназначаются для того, чтобы опрокидывать состав, когда тот несанкционированно движется.

Характеристики башмаков

Башмаки для сбрасывания колес, оснащенные ручным приводом, выполняют больше предохранительную функцию. Такие устройства предназначены для принудительно сброса поездов с рельс. Они применяются там, где возможны различные аварии.

Противооткатный элемент монтируют лишь после полной остановки. Чтобы закрепление тормозными башмаками в случае торможения не вызвало искр, приспособления изготавливают из алюминиевых либо латунных сплавов.

Накаточный элемент выливается из стальных сплавов.

Источник

Билет №5

Читайте также:

  1. БИЛЕТ -1
  2. Билет 1
  3. Билет 1
  4. Билет 1
  5. БИЛЕТ 1
  6. Билет 1
  7. Билет 1
  8. Билет 1
  9. Билет 1
  10. Билет 1
  1. Тормозной башмак, его назначение, устройство и неисправности.

Тормозной башмак — приспособление для торможения движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов ПС, а также закрепления ПС от несанкци­о­ни­ро­ван­но­го движения (ухода). Используется в качестве тормозного средства на сортировочных путях сортировочных станций и для закрепления вагонов, на станционных и подъездных путях. При закреплении ПС башмаки укладывают под его колеса и продвигают подвижной состав для накатывания его колес на плоскую часть башмака. Тормозной эффект основан на замене трения качения вагона трением скольжения тормозного башмака по рельсу и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу. Скольжение вагона на тормозном башмаке называют юзом. Длина юза зависит от:

· состояния поверхностей трения пар «башмак — рельс» и «рельс — колесо вагона»

· осевой нагрузки вагона

· скорости входа вагонов на башмак

Различают двубортные и однобортные тормозные башмаки. Двубортные тормозные башмаки более устойчивы и могут применяться на станциях для торможения на любой по ходу движения отцепов рельсовой нити.

Искробезопасные тормозные башмаки используются только для закрепления ПС на объектах, где предъявляются особые требования по ПБ, могут быть как целиком изготовленные из алюминия или латуни, так и сборные у которых полоз изготавливается из алюминия или латуни и соединяется заклёпками со стальной опорной колодкой. Из-за особенностей применяемого материала искробезопаеные башмаки устанавливают под колесо только стоящего подвижного состава и не применяют для торможения вагонов, так как это может привести к отрыву полоза.

В связи с тем, что латунь и алюминий плохо переносят ударные нагрузки, искробезопасные башмаки нельзя бросать, забивать подколёсную пару, ударять металлическими предметами.

тормозные башмаки состоят из полоза, на который накатывается колесо вагона, соединённой с ним опорной колодки (головки) в которую упирается круг катания колеса и ручки тормозного башмака.

Неисправности тормозных башмаков:

— отсутствие опорной пластинки;

— ослабленное крепление головки с подошвой;

Изгиб, излом или отсутствие рукоятки.

— лопнувшая головка;

— покоробленная и изогнутая подошва;

— лопнувший, надломленный, расплющенный или изогнутый (деформированный) носок подошвы;

— ослаблено крепление головки с подошвой;

— отсутствует, изогнута или надломлена ручка;

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 119 ; Нарушение авторских прав

Источник

Тормозной башмак

Тормозной башмак — приспособление для торможения движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава.

Тормозные башмаки используются в качестве тормозных средств на сортировочных путях сортировочных горок, для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях.

Тормозной эффект тормозного башмака основан на замене трения качения вагона (коэффициент трения 0,002) трением скольжения тормозного башмака по рельсу (коэффициент трения 0,15—0,2) и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу.

Скольжение вагона на тормозном башмаке называется юзом; его длина зависит от состояния поверхностей трения пар башмак — рельс и рельс — колесо вагона, массы вагона, его осевой нагрузки, скорости входа вагонов на башмак, погодных условий и других факторов.

Различают двубортные и однобортные тормозные башмаки.

Двубортные тормозные башмаки более устойчивы и могут применяться на станциях для торможения на любой по ходу движения отцепов рельсовой нити.

Для укладки тормозного башмака используется специальная вилка, с помощью которой обеспечивается безопасность работы при затормаживании любой тележки отцепа.

Выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка.

При механизации горок тормозные башмаки заменяют вагонными замедлителями.

  • «Энциклопедия железнодорожного транспорта», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995 год.

Источник