Меню

Тапочки для горнолыжных ботинок



Выбор горнолыжных ботинок. Личная практика и ценный опыт

Если проанализировать статистику вопросов по катанию на горных лыжах, то наибольший интерес проявляется в выборе лыж. Причем этот вопрос разбирается в таких интимных деталях и подробностях, что я, катающийся с древних пор, никогда не обращал на них внимание.

На самом деле нет лыж, которые вас повезут, так как вам хочется. И дело не в «прокладке», как любят выражаться гуру альпайна. Все дело в ботинках. Да-да, именно в них, в «ботах», «тапочках», — какими только терминами не награждают горнолыжные ботинки.

Среди рейсеров (не беру профи, там все чересчур извращенно) больше всего терок про ботинки, поскольку с лыжами — там все решено ФИС и выбирать можно только среди брендов. И выбор рейсинговых ботинок не велик. Там большую роль играет точечная настройка, бутфитинг.

Среди хврирайдеров тоже есть понятие, что ботинок нужен не любой. Но во фрирайде все очень индивидуально — кто-то гоняет в рейсовых ботах заоблачной жесткости, кто-то в скитуровских, мягких, где жесткость даже не указывается. Причем и в тех, и в других кататься можно достойно и делать удовольствие и для себя, и для смотрящих на тебя.

А что же делать обычному лыжнику, коих большинство? Кто еще не прибился ни к одному из противоположных берегов рейсеров/фрирайдеров? Какие же ботинки подарят ему безграничную радость и будут им правильно рулить по склону? Какие позволят стремительно прогрессировать и стать звездой на склоне?

Ответ очевиден и известен каждому — это могут только хорошие ботинки. Лыжи обычно расходный материал, в течение сезона можно, кроме своих (а у некоторых и по две, и по три пары) еще покатать на тестовых, поменяться с друзьями, брать в прокате. И это нормально — ведь места, где мы катаемся, — разные, разное состояние снега и даже апре-ски требует грамотного подбора «коктейльных» лыж…

Оставим в покое рейсеров, фрирайдеров и экспертов. Уж слишком тонкими материями они руководствуются при выборе. Ну, и немножко магией). Буду говорить о ботинках для «народа».


Первое. Какие ботинки не надо покупать?

Бывшие в употреблении ботинки я бы не принял даже в дар. Кроме того, что они разношены под индивидуальные особенности ноги предыдущего райдера (допустим, у него толчковая левая нога, — она, значит, на 5-10% объемней правой, а у вас наоборот), которые и переформовкой не всегда исправишь, так как они могут иметь скрытые дефекты, разную жесткость/разношенность ботинок и тому подобное. Исключение — если только ботинки продаются по причине «не подошел размер, один раз проехал». И то,только если это соответствует истине.

Для тех, кто только в начале своего горнолыжного счастья, надо запомнить одну важную вещь — нет «ботинок для начинающих». Это маркетинговый ход, предназначенный для увеличения продаж. Или, переводя на русский, — «разводка лохов». Обычно под этим термином позиционируются мягкие ботинки, с коротким ботом и упрощенной застежкой. Обычно их производство безмерно дешево, но продаются они не за гроши. Но если эти боты все-таки удержат вас в горнолыжном рае, через год-другой все равно придётся покупать «серьезные» ботинки. В чем же недостатки новисовых бот?

  • Мягкие ботинки не дают «почувствовать» лыжу.
  • Управление лыжами в них затруднено. Это сложно передать словами, но интуитивно можно понять, пересев с иномарки на заднеприводные «Жигули». То есть ваши команды лыжам будут запаздывать, вам долго придется «ловить» правильное движение и так далее.
  • Зафиксировать ногу жестко достаточно проблематично — сразу появятся локальные болевые точки.

Этих трех свойств вполне достаточно, чтобы вычеркнуть эту группу из выбора.

Вычеркиваем также верхнюю рейсеровскую линейку — это «испанский сапожок». В них находится на склоне больше часа-полутора нереально, только на соревнованиях. Да и слишком специфичны они и требуют пристрастного бурфитинга.

А что же нам остается?

Внешний антураж. Клипс (застежек) должно быть четыре, как минимум. Наличие микрорегулировок. Наличие лямки для одевания и спереди и сзади. Хотя бы на языке. Наличие скользящей поверхности облегчающей вход. Отсутствие переключателя «ходьба/катание» — скорее преимущество, чем недостаток.

Высота ботинка лучше средняя или высокая, чем низкая.

Оптимальная жесткость для мужчин лежит в пределах значений индекса жесткости («flex index») 90-110. Это очень сложное и запутанное понятие, в котором фигурируют углы, ньютоны и немного высшей математики. Сложности добавляет желание брендов ввести в него еще больше путаницы. Несмотря на то, что ботинки жесткостью ниже 90 считаются универсальными (а значит, «никакими») не рекомендую их к применению.

Среди брендов есть еще различие в «узкой ступне», средней. И в подъеме. Лучше узнать свои индивидуальные особенности и заранее уменьшить круг выбора, исключив не подходящие вам бренды.

Не советую также ботинки другого пола. У женщин и ступня шире, и подъем круче.

Для женщин я бы рекомендовал жесткость не ниже 80. Я сам в таких ботах ездил — вполне, до того момента, пока не начал доводить технику катания до приличного уровня.

Формование внутреннего сапожка. Нужно ли? Вопрос до конца так и не ясен. Есть ботинки, которые формуются от тепла ноги, от специального фена и есть те, которые запекаются в печи. Мало того, сейчас появились технологии формования не только внутренников, но и всего ботинка вместе со «скорлупой» (жесткой части ботинка).

Дело в том, что нога в процессе катания деформируется. И в жестко отформованном ботинке может возникнуть локальный дискомфорт. Так, может, если у вас нога среднестатистическая, то пусть лучше она переформовывает сапожок по мере катания?

Что же касается новых технологий — «VAСUUM» фирмы FISCHER и других им подобных, то тут мнения еще не устоялись, поскольку эти технологии недавно вышли на рынок и еще не так опробованы как традиционные.

Читайте также:  Обувь gallus что за бренд

Бутфитинг.

Тема довольно объемная, о ней можно говорить бесконечно. Но я буду краток.

Удовольствие не из дешевых. Но если у вас нестандартная нога, то это единственный путь избежать «мук адовых» при ходьбе и катании. Для нестандартных ног он и был, собственно, придуман.

При стандартной ноге достаточно отформовать специальную ортопедическую стельку. Обычно это популярный у нас «SIDAS». Это стоит денег, но я настоятельно рекомендую. И сам уже лет пять катаюсь с ней, переставляя в новые ботинки.

Размер ботинка и примерка. Именно эта операция откроет вам путь в долгое и счастливое катание! Размер ботинка должен соответствовать вашему размеру ноги. Но! И в горнолыжных ботах есть несовпадение размеров. Так, модели разных фирм на мою ногу колеблются от 26,5 до 24,5. Формула покупки правильного ботинка «Мерить! Мерить! Мерить!» остается вечной. Правда, сейчас появились модели, которые формуются индивидуально под вашу ногу, но, поскольку у меня таких нет, ничего сказать не могу. Примерку нужно делать на тонкий горнолыжный носок. Я вообще езжу в тонких, так лучше чувствуются лыжи. И есть процесс уминания внутренника — это надо учитывать.

При примерке не стоит бояться болезненных ощущений (при условии, что ботинок не явно вам мал). Это скорей реакция вашей ноги на непривычную обувь и ощущения. Возможно, этот шок пройдет через 5-10 минут, а в хорошем ботинке через полчаса вы перестанете ощущать дискомфорт. Вот в это время и нужно искать все возможные люфты ноги и точность выбора размера.

Если жжение и боль в плюсне не проходят в течении получаса — вам нужен ботинок для более широкой ступни. Обычно каждый бренд указывает справочную ширину для ботинка. Но это не панацея для выбора — зачастую максимальная ширина у разных производителей находится в разных местах. К тому же она указывается для определенного размера и не факт, что он совпадает с вашим. Только мерить! Пульсирование в ступне указывает на то, что вы пережали ногу.

Ноги ломают новички в основном из-за неправильно выбранного ботинка — как правило, большего размера. При примерке средний палец должен касаться передней стенки. Но основное внимание обратите на то, чтобы нога плотно держалась в ботинке и пятка не открывалась от подошвы. Если отрывание все-таки присутствует, а в остальном ботинок идеально сидит — нужно манипулировать со стельками, увеличив их толщину в пятке. Или заказать индивидуальные стельки.

Застегивать клипсы нужно начинать со второй снизу, попеременно передвигая крючок на всех клипсах, увеличивая силу затяжки. Неплохой эффект дает примерка одновременно двух ботинок. Допустим, один с размером, подобранным по обычному вашему размеру, а второй на полразмера меньше.

Обратите внимание на то, как прилегает язык ботинка к ноге. Я советовал бы и попрыгать. Походить по лестнице, если таковая есть в магазине. Редко, но бывает, что язык жестковат или каким-то образом не комфортен и натирает ногу или неплотно охватывает ногу и, если эти нюансы не ликвидируются при помощи клипс, то нужно переходить к следующей модели.

При примерке нужно учитывать два немаловажных фактора.

  1. Любой впервые одеваемый горнолыжный ботинок вызывает неудобства и дискомфорт. Особенно у новичков. Это нормально. Не спешите брать больше по размеру. Чтобы нога адаптировалась к этой обуви нужно 30-40 минут. Комфорт приходит со временем. Правильно выбранные и подогнанные ботинки через несколько дней катания станут не напряжными и естественными.
  2. Как и всей обуви, горнолыжным ботинкам свойственно разнашиваться. Возможно, в середине сезона вдруг окажется, что, казалось бы, хорошо сидевший ботинок стал великоват и плохо держит ногу. Помните основные принципы примерки и ищите при покупке не ботинок, в котором комфортно, а ботинок, в котором нога максимально фиксируется. Локальные зоны дискомфорта всегда можно убрать бутфитингом.

Если подходить максимально серьезно к подбору ботинок, особенно тем, кто делает это впервые, то предварительно надо сходить к хорошему бутиферу и проконсультироваться про особенности строения ваших ног. Его рекомендации помогут.

И, примеряя ботинок, терпите и помните это: «Мерить! Мерить! Мерить!». И не торопитесь. У меня поиск «правильного» ботинка занимал годы. И настройтесь провести в магазине 3-4 часа при каждом визите. Скорей всего это надо будет сделать раза три. И это время не будет потеряно — перед покупкой вы будете мерить ботинки как тапочки, ваши ноги привыкнут к необычным условиям и ваша психика пройдет первый тренинг-адаптацию к катанию. Не говоря о том, что вы узнаете много нового не только про ботинки.

Кантинг. Посмотрите на подошвы своей самой любимой и долго носимой обуви. У большинства людей на разных ногах подошва изнашивается не равномерно. Это нормально. Но, если вы видите, что износ приходится на внутреннею или внешнюю сторону, — необходимо провести кантинг, компенсировать особенности вашей стопы, чтобы лыжи под вами были строго горизонтальны без приложений дополнительных усилий.

Обратите внимание — после кантинга необходимо надежно зафиксировать наклон, иначе в дальнейшем фиксатор разболтается и, соответственно, потеряется жесткость ботинка. Лучше настройку сделать при покупке в магазине. Если это специализированный магазин — вам сделают кантинг качественно и надежно.

Иногда при катании возникает ощущение, что лыжи поворачивают в разные стороны по-разному. Это тоже следствие разных углов закантовки и лечится тоже кантингом.

Если ботинки требуют замены. Неважно, по каким причинам, но вы решили заменить свои ботинки. Это значит, что вы достигли определенного уровня катания. Когда можно уже можно определить ваши пристрастия и манеру катания. Что нужно учитывать?

Читайте также:  Kennel schmenger обувь производитель

Манеру катания. Чем агрессивней вы катаетесь, тем жестче вам требуются ботинки. Это касается не только подготовленных трасс, но и внетрассового катания. В условиях расколбаса, ледяного склона и прочих внетрассовых неудобий важно правильно выбрать траекторию спуска и точно ее придерживаться. В мягких ботах вам этого не удастся.

Определитесь: под какие лыжи выбираются ботинки? Чем длинней и шире лыжи, тем жестче ботинки должны быть. Это улучшит контроль над ведением и увеличит точность траектории.
Необходимо учитывать и физические параметры катальщика. Чем вы габаритней и тяжелей, тем больше вам нужно смотреть в сторону большей жесткости ботинок.

Итог.

Если пользоваться этими рекомендациями, то вас ожидает неожиданность — стоимость ботинка с дополнительными девайсами и возможной формовкой (ее нормальные фирмы делают при покупке бесплатно) возросла на 50-100%. Печалька. Но счастье от катания в хороших ботинках — бесценно!

Эту статью меня вынудили написать мои новые ботинки. Предыдущие ботинки я подбирал 2 (!) года и они верой и правдой прослужили мне пять лет и сейчас еще я их пользую на рейсинг. Но увлечение бэккантри и ски-туром заставили искать альтернативу. Процесс занял еще год. Но ощущения при первой же примерке первой и второй пары были одинаковыми — в мозге щелкает: «Это моё!». Может, эти соображения помогут и вам услышать этот щелчок.

Источник

Выбор ботинок для ски-тура

Ски-тур сегодня очень популярен, потому что он представляет собой катание на горных лыжах в тех местах, где отсутствуют подъемники и большие скопления людей и длинных очередей.

Лыжное снаряжение достаточно изменилось, поэтому катание по высокогорным снежным трассам стало доступным многим людям, этот спорт перестал быть особенным для лыжников-экспертов. Сегодня практически любой человек сможет встать на широкие лыжи с рокером и спуститься с горы по трассе.

Но говоря о профессионалах, им хочется кататься по пушистому снегу, который можно найти только вдали от раскатанных склонов. Решением станет самостоятельное поднятие по склону, чтобы потом съехать вниз. Лыжники, которые только начинают заниматься ски-туром, удивляются, что сам подъем может быть гораздо более увлекательным по сравнению со спуском.

Основные требования к ботинкам

Горнолыжный спорт будет приносить удовольствие только в случае, если заранее подобрать подходящую экипировку. От правильного выбора обуви, в которой спортсмен отправится на гору, напрямую зависит его безопасность и комфорт. Мы всегда тщательно подходим к приобретению повседневной обуви, а значит, ботинки для ски-тура должны также быть максимально подходящими.

Конечно, лыжные ботинки используются не настолько часто, как повседневная обувь, но требования, предъявляемые к такому снаряжению, намного серьезнее и жестче. Перед их приобретением следует убедиться, что они вам подходят. Нужно определить размер при помощи специальных таблиц, потому что лыжные ботинки, которые не соответствуют размеру ноги, могут стать причиной травмы. Следует обращать внимание и на производителя: опытные лыжники часто оставляют отзывы об использовании продукции разных брендов. Достаточно прочесть комментарии и сделать правильный выбор.

Большое значение имеют:

  • Конфигурация креплений;
  • Материал ботинок;
  • Форма подошвы;
  • Качество швов.

Также следует определиться, для какого типа ски-тура нужны ботинки. Существуют различные варианты для рaйдерoв, которые представлены универсальными ботинками и экипировкой для фрирaйдa. Для спортсменов с разным уровнем мастерства предлагается разная обувь: начинающие лыжники имеют одни предпочтения, а профессиональные райдеры – другие.

Можно использовать удобные горнолыжные ботинки, выбирая мягкие модели, способные хорошо сохранять тепло. Недостаток их применения – невозможность перемещения по склонам, на которых нет снега, значительный вес и необходимость применять кошки для восхождения по плотному снегу.

Обувь, принадлежащая к классу ски-тур, в последние годы очень изменилась. Конструкциям, похожим на пластиковые ботинки для альпинистов, пришла на смену обувь, схожая с горнолыжной. Подошва позволяет использовать их для перемещения по склонам, не покрытым снегом. Также разработана система Ski-Walk, обеспечивающая многофункциональность. Внутренний ботинок очень прочен и может использоваться как бивуачная обувь. Современные модели практически не отличаются от обуви для лыжников, но превосходят ее по уровню комфорта.

Бюджетные модели подходят для cки-aльпинизмa. По стоимости обувь для ски-тура соответствует горнолыжным ботинкам среднего уровня. При наличии определенных навыков она может быть использована во время катания по организованной трассе.

Универсальная обувь подойдет для бек-кантри и cки-туpa. Начинающим спортсменам рекомендуется выбирать модели, верхняя крышка которых открывается диагонально. Вместе с возможностью микрорегулировки клипс они отлично фиксируют ногу.

Особенности ботинок

Инновационный дизайн обуви связан с использованием технологии Аxiаl Аlpinе, обеспечивающей максимально удобную передачу усилия лыжам, способность развивать максимальную скорость во время спуска и минимизацию затрат энергии при подъеме.

Некоторые модели оснащают закрытыми клипсами, надежно фиксирующими лодыжку. Их легко застегнуть непосредственно перед спуском.

Ботинки имеют несколько прочных пряжек, позволяющих фиксировать ногу, оптимальный наклон голенища – до 19 градусов. Эргономичная стелька обеспечивает максимальный комфорт и повторяет форму ступни.

Обувь должна обеспечивать максимальную передачу усилия на сгибе. Специальная система вентиляции эффективно отводит влагу, обеспечивая сухость. Использование системы Ski-Walk дает возможность освободить голенище во время ходьбы и зафиксировать его перед спуском.

Женская обувь для ски-тура имеет свои особенности. Специально для спортсменок создают яркие модели с улучшенной гибкостью, позволяющие обеспечить максимальный комфорт.

Основные отличия от горнолыжной обуви

Ботинки для ски-тура имеют следующие отличия от обуви для горнолыжного спорта:

  • Наличие механизма ходьба-катание. Обувь имеет большой ход голенища в отличие от горнолыжных ботинок для фрирaйдa.
  • Малый вес. Порой этот показатель достигается в ущерб не только жесткости, но и рабочим характеристикам. Снижения веса добиваются благодаря применению облегченных материалов при изготовлении. Число клипс уменьшается до 3.
  • Резиновая подошва. Она обеспечивает удобное передвижение даже по скалам.
  • Наличие шнуровки на внутреннем ботинке.
Читайте также:  Шесть апельсин скрип сапогов более слабый

Ботинки для cки-турa можно разделить на ультралегкие гоночные модели, которые применяются для спортивных состязаний, туристические и для фристайлеров.

Важно, чтобы ботинки по жесткости соответствовали лыжам. Если на тяжелые лыжи, изготовленные из жесткого материала, встегнуть короткие мягкие ботинки, спортсмену будет некомфортно. Люфтов станет слишком много, лыжа начнет неточно реагировать на движение ноги.

Если жесткие ботинки встегнуть в легкие лыжи, то они покажутся короткими. Для продолжительных подъемов следует иметь облегченные лыжи и мягкие ботинки. Для техничного катания – обувь и лыжи должны быть средней или высокой жесткости, но с возможностью переключения на ходьбу.

Индекс жесткости должен превышать 90. Так спортсмен получит оптимальный контроль даже на крутом спуске. Людям с большим весом лучше подбирать обувь с жесткостью, превышающей 100.

Тяжелые ботинки

Самый простой вариант для тысяч райдеров – прочные тяжелые ботинки, которые подходят для пластинчатых креплений. Для того чтобы сочетать их с пластинами, достаточно опустить верхние клипсы. Такой вариант отлично подходит для коротких перемещений в пределах курортов. В прочных тяжелых ботинках можно подняться на вершину и скатиться обратно.

Горнолыжные ботинки можно использовать для коротких походов, а вот для продолжительных или сложных маршрутов лучше приобрести модель вида ходьба/катание.

Главное преимущество тяжелых ботинок – высокая надежность конструкции. Они подходят для спортсменов, которые развили хорошую технику и предпочитают агрессивное катание.

Недостаток же состоит в значительном весе комплекта, состоящего из лыж, ботинок и креплений. Обычно общий вес экипировки составляет около 10 кг. Если выход планируется в пределах курорта, этот показатель не сыграет особой роли, но при долгих прогулках дополнительная масса вызовет усталость.

Какие бывают виды креплений?

Рельсовые крепления можно использовать с любыми горнолыжными ботинками. Они похожи на обычные лыжные крепления, но позволяют отсоединить пятку, чтобы облегчить ходьбу. Рельсовые крепления имеют соответствующие сертификаты и полностью безопасны, они правильно сработают в случае падения лыжника, высвобождая ногу для исключения травм. Стоит знать, что эти крепления обладают значительным весом, поэтому в них будет тяжело преодолевать большие расстояния.

Модели Tеch – современные фиксаторы без рамы, позволяющие уменьшить вес снаряжения. Для таких креплений приобретают специальные ботинки, тоже облегченные. Их разработали для преодоления длинных расстояний. Главный минус этой обуви – высокая цена.

Использование легких креплений

Фикстаторы для ски-тура, имеющие небольшой вес, также представляют собой пластину. Масса обоих креплений не превышает 2 кг, однако они имеют свои особенности. Данный тип креплений имеет меньшую прочность. Некоторые элементы изготавливают из пластика, заменяющего тяжеловесный металл.

Крепления подходят спортсменам, которые предпочитают спокойную аккуратную езду без агрессивных поворотов и сложных трюков. Подойдут они и для людей с небольшим весом.

Комплект, в состав которого они входят, будет довольно легким. Он будет уместным для длительных прогулок, но не активного катания на горнолыжном курорте.

Для легких креплений выбирают и более легкую экипировку. Комплект вполне доступен и легок в приобретении.

Самые современные крепления имеют Рintеch-вставки. Они сертифицированы и подходят для всех моделей ботинок, предполагающих использование этих вставок. Легкость встегивания не зависит от бренда и модели обуви. Практически на всех специальных ботинках не нужно перенастраивать крепление. Отдельные модели настраиваются после встегивания.

Предварительно, еще производителем, настраивается величина усилия для открывания. Фиксаторы, расположенные на пятке, гарантируют максимальную фиксацию заднего ранта. Несколько точек крепления обеспечивают высокую точность контроля лыж и облегчают передачу усилия.

Уменьшение массы имеет огромное значение. Такие крепления подразумевают использование соответствующих ботинок, общая конструкция получается облегченной. Ходить в ней по снегу намного легче: он не будет забиваться в отверстия, подпятник легко регулируется, а во время движения не нужно поднимать тяжелую пластину.

Несмотря на легкость, ботинки отличаются высокой прочностью и надежностью. Они подойдут даже для катания по мягкому снегу, а также аккуратного соскальзывания по склону, который покрыт льдом. Крепления можно использовать для такого вида спорта как Ski-Runing, когда несколько спортсменов соревнуются, кто быстрее поднимется в гору и спустится с нее.

Снаряжение для ски-тура

Для занятий этим видом спорта разработано соответствующее снаряжение, с помощью которого лыжник сможет почувствовать себя действительно свободным. Кроме ботинок, это специальные легкие лыжи, облегченные палки и камус – накладка, которая препятствует скольжению лыжи во время подъема.

Применение современных технологий позволяет сделать снаряжение многофункциональным, поэтому даже начинающий спортсмен сможет быстро с ним разобраться. Занимаясь ски-туром с восхождением и отправляясь в поход, нужно приобрести рюкзак, теплый спальник, коврик для сна из пенополиуретана, солнцезащитные очки, взять аптечку, купить соответствующую одежду.

Стоит знать, что данный вид спорта подойдет только для активных людей, которые имеют хорошую физическую форму и не боятся больших нагрузок, ведь помимо личных вещей необходимо нести экипировку и прочее снаряжение, а маршруты ски-тура всегда нелегкие.

Уровень катания не столь важен. Некоторые спортсмены осваивают лыжи именно в ски-туре. Иногда новички впервые спускаются по пушистому снегу, а потом много лет совершенствуют свое мастерство в этом виде спорта. Спуск по неорганизованной трассе можно сравнить с полетом. Любители этого вида спорта покоряют новые вершины и катаются с самых высоких гор.

Ски-тур – это возможность увидеть заснеженные леса, бесконечные альпийские луга, оценить всю сложность подъема в гору и радость покорения вершины. С огромной высоты спортсмен сможет насладиться прекрасными горными пейзажами. А чтобы начался головокружительный спуск, достаточно снять с лыж камус.

Источник