Меню

Строение обуви для производства



Строение обуви

Обувь с точки зрения промышленного изделия – это конструкция, состоящая из нескольких элементов, соединенных между собой в определенной последовательности. Используя детали разных форм, варьируя их количество, можно создать модели любых фасонов и назначений.

В зависимости от расположения относительно стопы, все элементы обуви делятся на две группы: детали верхней части и детали низа. Компоненты верхней части, соединенные между собой, образуют заготовку. В свою очередь, заготовка состоит из наружных и внутренних деталей.

Наружные компоненты верха обуви



Существуют десятки видов обуви, для каждой из них используется определенный набор деталей. При этом некоторые элементы есть практически во всей обуви, а часть используется только для определенных видов.

Например, голенище – элемент сапога, прилегающий к голени. В ботинках аналогичную функцию выполняют берцы – детали, облегающие голеностоп и часть голени. Высота берцев, как и голенищ, может варьироваться в зависимости от модели обуви. Так, берцы классических ботинок едва достигают щиколотки, а военная обувь имеет берцы до середины икры. Голенища сапог могут достигать максимальной длины, закрывая часть бедра. И берцы, и голенища меньше всего подвергаются износу, поэтому изготавливаются из мягких материалов.

Еще одна обязательная составляющая любой закрытой обуви – это союзка. И только в моделях, изготовленных путем вытяжения, она отсутствует. Союзка закрывает верхнюю часть стопы, формирует подъем. Может быть отрезной или круговой. В виду своего расположения в самой подвижной части стопы, союзка больше других деталей подвергается износу. Поэтому изготавливается из самых прочных материалов.

Также в процессе эксплуатации сильно подвергается механическим и агрессивным воздействиям носок, элемент, закрывающий пальцы ног с тыльной стороны. Нередко его усиливают жестким подноском, который помогает сохранить форму обуви и служит дополнительной защитой ног.

Клапан, или язычок – элемент обуви, расположенный на тыльной части стопы. Обычно язычок прикрепляется к союзке и достигает длины равной высоте берцев (иногда чуть больше). Также он может выполнять функцию подкладки под застежку «молния» или шнуровку, предотвращая попадание пыли и грязи внутрь. Иногда клапан бывает глухим, так как полностью пришивается к союзке и берцам. Полуглухой клапан пришит к берцам наполовину.

Для защиты пяточной части ноги в обуви предусмотрен задник, или задинка. Чаще всего его изготавливается из того же материала, что и саму обувь. Для усиления с внутренней части зачастую пришиваются дополнительные элементы защиты.

Чтобы надежно укрепить шов, соединяющий сзади берцы или голенища, используется задний наружный ремень. Его вырезают из наиболее прочных участков кожи. Улучшить внешний вид обуви, а также повысить ее износостойкость, помогает кант (или манжет). Он пришивается снаружи, над берцами.

Надблочник – элемент, чаще всего вырезанный из кожи. Это тонкая полоска шириной 1,8 – 2,5 см, настроченная на края берцев. Надблочник служит укрепляющим элементом для обуви из мягких материалов (например, ткани), в частности для креплений крючков, блочков и другой фурнитуры.
Не менее важные компоненты – фурнитура. Шнурки, застежки, крючки отвечают за надежность фиксации обуви на ноге и в тоже время являются декоративными элементами модели. Для более надежного соединения союзки с берцами устанавливается хольнитен, он представляет собой стальную заклепку.

Внутренние компоненты верха обуви

Эти детали не видимы окружающим, но имеют огромное значение. От того, насколько качественно они выполнены, зависит долговечность и удобство обуви. Основная внутренняя часть – это подкладка. Изготавливается она из текстиля, кожи или меха. Располагается по всей внутренней поверхности заготовки. Обувь на подкладке более удобная, защищает от натирания стопу.

Наибольшему износу подвергаются носочная и пяточная часть подкладки. Ключевые ее части оснащены – поднарядом (расположен спереди, на подъеме), футором (находится в области голенища) и карманом, деталью, схожей по покрою с жестким задником.

Аналогично заднему наружному ремню, с внутренней стороны прикрепляется задний внутренний ремень. Он также защищает задний шов голенищ или берцев, только изнутри.

Штафирка – бортовая часть подкладки, которая защищает ее от осыпания, а берцы – от деформации. Подблочник – элемент, расположенный на подъеме. Он придает прочность соединениям берцев, блочков и крючков изнутри.

Промежуточные элементы заготовки

Помимо внутренних и наружных деталей, в заготовке используются и промежуточные элементы.
Это жесткий пласт для задников. Он располагается между подкладочным мягким слоем и самой задинкой. Эта деталь обеспечивает дополнительную прочность задней части заготовки, защищает ноги от механических повреждений. Изготавливается из чепрака, кожкартона, полимерных материалов.

К промежуточным деталям также относится подносок. Располагается он между поднарядом и союзкой. Используется для сохранения формы носка и повышения износоустойчивости обуви. Изготавливается из термопластика, металла, гранитоли, корда.

Наружные компоненты низа обуви

Перечень компонентов низа обуви не настолько обширен, но каждый из них выполняет очень важные функции. Как и компоненты верха, они подразделяются на внутренние и наружные. В первую очередь, к наружным относится подошва. Это ключевая часть обуви, от качества материала и крепления которой зависит срок носки обуви. Она защищает ноги от сырости, грязи, холода и повреждений при соприкосновении с любыми неровностями. Подошва смягчает, иногда амортизирует движения ног при ходьбе, прыжках, беге. Ее поверхность может быть идеально ровной или иметь протекторы, обеспечивающие сцепление с дорогой. Кроме прочего, подошва, как и все остальные компоненты, играет не последнюю роль в формировании эстетических характеристик обуви.

Читайте также:  Ортопедическая обувь большого размера женская

Каблук – элемент, с помощью которого пяточная часть поднимается на ту или иную высоту. Каблуки используются как в женской, так и в мужской обуви. Но если разновидность каблуков на мужских ботинках невелика, то женские каблуки могут иметь высоту от 2-х до 6-ти и выше сантиметров. Изготавливаются каблуки из различных материалов: дерева, резины, пластмассы, кожи. По конструкции могут быть наборными и цельным. Неотъемлемая часть каблука – набойка. Крепится она к ходовой части каблука и служит защитой его от повреждений. Изношенная набойка подлежит замене.

Подметка – деталь, защищающая подошву от истирания в носочно-геленочной зоне. Крепится к подошве клеевым или гвоздевым методом. Изготавливаются подметки из резины или композитных материалов, устойчивых к механическим воздействиям. Рант – еще одна деталь, представляющая собой узкую полоску, которая соединяет подошву с верхней заготовкой.

Вспомогательные материалы – это материалы, используемые для соединения всех деталей обуви. К ним относятся нитки, гвозди.

Внутренние компоненты нижней части обуви

Связующим звеном между подошвой и верхней частью можно назвать стельку основную. Она относится к тем деталям, от качества которых в большей степени зависит износостойкость обуви. Именно основная стелька подвергается давлению и сжатию. Обувь без нее менее комфортна, так как подвергает стопы ног к истиранию и «не дышит». Стельки основные изготавливают из материала, хорошо поглощающего пот и в то же время имеющего высокие эксплуатационные характеристики. По своей структуре основные стельки могут быть одинарные или многослойные. Изготавливаются они из кожи, композитных материалов. Еще одна важная деталь низа – стелька съемная. Она отвечает за комфорт, эстетичность и гигиенические свойства обуви.

Так как обувь во время носки постоянно подвергается различным воздействиям извне, очень важно в производстве использовать качественные, износостойкие материалы. Каждая деталь в большей или меньшей степени подвергается износу, поэтому все они делятся на ответственные и менее ответственные. Грамотный подбор материалов позволяет обеспечить равномерный износ обуви.

Источник

Материалы для обуви

Для производства туфель и ботинок используется множество разных материалов. В этой статье мы перечислим все более или менее распространённые варианты, причём расскажем о материалах не только для верха, но и для подкладки, подошв и укрепляющих элементов. Информация о каждом конкретном материале будет краткой, но в ряде случаев вы найдёте ещё и ссылки на подробные статьи о тех или иных видах кожи или подошв, которые мы опубликовали ранее.

Материалы для верха обуви

Наш обзор используемых для верха обуви материалов мы начнём с перечисления разновидностей кожи.

    Box calf — гладкая телячья кожа типа full-grain (то есть с открытыми порами), равномерно окрашенная на дубильне проникающими красителями (aniline dyes ). Степень выносливости и износостойкости довольно высокая; воздухопроницаемость отличная. Box calf может использоваться и для формальной, и для неформальной обуви.

Помимо этого, для производства верха обуви могут использовать шкуры крокодилов, змей, страусов, акул, слонов, скатов, ящериц и других экзотических животных. Подробнее о них мы рассказывали в отдельной статье, а тут лишь заметим, что в магазинах часто встречаются туфли из телячьей или коровьей кожи с принтами под экзотику. и что переплачивать за модели из настоящих экзотических шкур, как правило, стоит лишь в том случае, если они действительно вам очень нравятся. Степень универсальности подобной обуви часто оставляет желать лучшего.

Теперь переходим к краткому обзору ворсистых материалов, получаемых из шкур животных.

    Suede — замша. Есть два основных её вида: full-grain suede (reverse suede) и split suede. Первый вариант ценится заметно выше второго и стоит заметно дороже. Как правило, full-grain замша приятнее на ощупь и благороднее на вид. Долговечность бывает высокой у обоих вариантов. Степень выносливости может быть весьма приличной, если вы обработаете замшу специальной водоотталкивающей пропиткой.

Кроме того, иногда верх обуви делается из текстиля — хлопкового, льняного, синтетического или шерстяного (так, вы можете найти модели, частично изготовленные из твида или шерстяной фланели). Степень практичности таких вариантов едва ли можно назвать высокой, и в плане долговечности они обычно тоже уступают хорошей натуральной коже. Особенно часто текстиль применяется для изготовления верха спортивной и домашней обуви. В ряде случае его используют в комбинации с кожей или кожзаменителем.

Добавим, что для производства верха некоторых неформальных моделей (например, сланцев) используется резина; помимо этого, некоторые туфли (обычно женские) сегодня снабжаются верхом из пластика. В самом нижнем ценовом сегменте распространены модели с верхом из кожзаменителя, качество которого варьируется в широких пределах. Лучшие образцы кожзаменителя долговечны и способны «дышать», но всё равно ценятся ниже, чем качественная натуральная кожа. Красивую патину они не приобретают.

Читайте также:  Валенки для взрослых женские

Под конец нужно упомянуть кирзу — искусственный материал, про который мы подробно рассказывали в статье про кирзовые сапоги. Классическая кирза представляет собой грубоватую бюджетную ткань, пропитанную специальной синтетикой, дополненную принтом под кожу и сохраняющую воздухопроницаемость (хотя и в довольно ограниченных пределах). Современная кирза обычно делается на основе нетканых материалов.

Материалы для подошв

Подошвы классических туфель и ботинок изготавливаются либо из кожи, либо из резины. Кожаные подошвы — самый традиционный выбор; они считаются более строгими, чем их резиновые/синтетические собратья, но в то же время подходят как для официальной, так и для неформальной обуви. Кроме того, кожаные подошвы обладают способностью «дышать», а на полке магазина выглядят благородно и порой очень эффектно. Впрочем, уже после первой носки кожаная подошва обзаводится огромным количеством потёртостей и царапинок.

Помимо этого, кожаные подошвы не годятся для ходьбы по скользким поверхностям и весьма уязвимы к воздействию воды — по лужам в обуви с кожаными подошвами гулять точно не стоит. Если вам хочется носить туфли с такими подошвами в дождливую и снежную погоду, на подошвы нужно поставить резиновую профилактику — эту услугу оказывают практически все обувные мастерские, но мы рекомендуем обращаться в самые лучшие и проверенные, с хорошей репутацией. Профилактика не только даёт защиту от влаги, но и предохраняет подошвы от преждевременного износа (впрочем, для предотвращения преждевременного износа самых передних частей подошв лучше подходят специальные металлические накладки-«косячки»).

Следует добавить, что в ассортименте некоторых марок встречаются туфли на кожаной подошвой с уже установленной фабричной резиновой профилактикой (иногда, впрочем, с такими моделями можно перепутать туфли с резиновыми подошвами с декоративными кожаными вставками). Кроме того, существуют двойные кожаные подошвы, которые более устойчивы к внешним воздействиям, чем одинарные, смягчают при ходьбе действие камней и обеспечивают большую теплоизоляцию. Стоит упомянуть и кожаные подошвы типа oak bark tanned — знатоки отдают предпочтение именно им, потому что по сравнению с обычными кожаными подошвами они более лёгкие, долговечные и износостойкие. Правда, и стоят они заметно дороже.

Подробнее о кожаных подошвах в целом мы рассказывали вот тут, а о кожаных подошвах типа oak bark tanned и одном из самых известных их производителей (дубильне J. Rendenbach) — в этом материале. О двойных кожаных подошвах можно почитать здесь.

Резиновые и синтетические подошвы обычно оказываются практичнее кожаных. Они бывают очень разными. И для строгой, и для неформальной обуви отлично подходят подошвы британской марки Dainite, а также очень похожие на них подошвы итальянского бренда Sestriere и соответствующая модель от итальянской компании Vibram. Они достаточно тонкие, износостойкие, простые в уходе; единственным их недостатком можно назвать плохую устойчивость на скользких поверхностях.

Большей устойчивостью и очень высокой практичностью отличаются подошвы британских брендов Ridgeway, Commando, а также некоторые подошвы Vibram. Внешность у них, однако, менее официальная — так, подошвы Commando точно не стоит сочетать с деловыми костюмами. Креповые подошвы (crepe soles) тоже неофициальны. Как правило, они отличаются лёгкостью и комфортом, но их качество, износостойкость и степень устойчивости на скользких поверхностях заметно варьируются от производителя к производителю.

Подробная статья о вариантах подошв для классической мужской обуви доступна вот по этой ссылке. Здесь мы добавим, что масс-маркетные ботинки и туфли часто оснащаются полностью синтетическими подошвами из полиуретана (PU), термполиуретана (TPU), этиленвинилацетата (EVA), поливинилхлорида (ПВХ/PVC) и термоэластопласта (ТЭП/TRP). Полиуретан иногда комбинируют с термополиуретаном. Для зимы хорошо подходят термоэластопласт и термополиуретан. Высокой износостойкостью отличаются полиуретан и термополиуретан, а хорошими амортизирующими свойствами — термоэластопласт, этиленвинилацетат, полиуретан. Гибкостью славятся этиленвинилацетат и термоэластопласт, а также полиуретан (но последний — не на морозе).

Материалы для стелек и внутренних подмёток

Внутренние подмётки (основные стельки) делают из натуральной кожи, кожкартона и картона (genuine leather; leatherboard; cardboard / paperboard). Выше всего ценится кожа, особенно кожа растительного дубления, проходившая уже упоминавшийся выше процесс oak bark tanning. Подмётки из кожкартона в действительно высококачественные туфли не ставят, но это ещё не самый худший вариант. Внутренние подмётки из картона — признак обуви откровенно низкого уровня.

На вкладные стельки обычно идёт натуральная кожа растительного или хромового дубления. Первый вариант является самым лучшим, потому что кожа растительного дубления гипоаллергенна, очень гигроскопична и гигиенична. Важно, чтобы поры кожи вкладных стелек были открытыми, потому что в противном случае стельки будут плохо «дышать» (или вообще не будут). Стельки из синтетических материалов или текстиля являются индикатором обуви невысокого уровня.

Подробно о материалах для вкладных и основных стелек мы рассказывали в отдельной статье.

Материалы для подкладок

Подкладки высококачественных туфель изготавливаются из кожи растительного дубления или из кожи хромового дубления с открытыми порами. Первый вариант обычно ценится несколько выше. Туфли не самого высокого качества могут снабжаться подкладкой из кожи хромового дубления с закрытыми порами, которая не может похвастать гигроскопичностью и плохо «дышит» (а порой и вообще не «дышит»). Естественно, этот вариант менее предпочтителен.

Читайте также:  С чем можно носить туфли с широким каблуком

Помимо этого, иногда для подкладок используются натуральный и искусственный мех, а также текстильные материалы: лён, хлопок, синтетика. Текстильные материалы ценятся ниже натуральной кожи, но в то же время льняная подкладка не является индикатором туфель низкого уровня. Синтетика сегодня бывает разной, и высокотехнологичные её варианты могут быть практичными и комфортными, однако в классической мужской обуви использовать синтетику не принято. Мех применяется для изготовления подкладок зимних туфель и ботинок.

Под конец отметим, что отсутствие подкладки не является индикатором низкого качества туфель. Модели без подкладки, как правило, оказываются очень удачным выбором, если вы ищете обувь для тёплой и тем более жаркой погоды.

Материалы для супинаторов (геленков)

Супинаторы (геленки) — это скрытые в глубинах ботинка элементы, которые поддерживают свод стопы и противостоят деформации обуви. Здесь отметим, что для их производства используются металл, дерево, пластик, стекловолокно и натуральная кожа. Некоторые фирмы вообще обходятся без супинаторов (классическим примером является американская компания Allen Edmonds).

Материалы для каблуков

Качественные классические туфли и ботинки снабжаются наборными каблуками, состоящими из нескольких слоёв (фликов; heel lifts). Обувь высокого класса отличается наборными каблуками с фликами из добротной натуральной кожи. Некоторые производители используют для фликов кожкартон, который ценится ниже, выглядит хуже и менее надёжен. Кроме того, в наборном каблуке можно обнаружить резиновые элементы. Скажем, самый нижний слой является либо полностью резиновым, либо частично резиновым. Подробную информацию про составные каблуки можно найти тут.

Добавим, что масс-маркетные туфли и неформальная обувь самых разных уровней (в том числе и высокого) могут снабжаться каблуками, которые составляют с подошвой единое целое. или же не составляют, но сделаны из того же материала. В качестве таких материалов могут выступать полиуретан (PU), термополиуретан (TPU), натуральная креповая резина (crepe rubber), этиленвинилацетат (EVA), термоэластопласт (ТЭП).

Материалы для уплотнителей задников

Уплотнители задников (heel counters/heel stiffeners) позволяют задней части обуви сохранять форму долгое время и придают ей надлежащую жёсткость. Они скрыты между внешней частью верха и подкладкой туфель, а для их производства используются натуральная кожа (genuine leather), кожкартон (leatherboard) и термопластик с текстилем (celastic). Кожаные уплотнители ценятся выше уплотнителей из кожкартона, а те, в свою очередь — выше термопластиковых вариантов. Дело тут не только в стоимости самих уплотнителей, но и в особенностях работы с ними. Ввиду особенностей производства обуви установка кожаных уплотнителей требует больших усилий, чем установка их собратьев из кожкартона, которые, в свою очередь, сложнее в установке, чем уплотнители из термопластика.

Если уплотнитель задника из термопластика или кожкартона выходит из строя (ломается), то «починить» его нельзя. Уплотнитель из кожи, однако, подлежит ремонту и восстановлению. Кроме того, кожа лучше всего со временем адаптируется под форму пятки; кожкартон — несколько хуже, а термопластик — ещё хуже. Как следствие, туфли с уплотнителями задников из термопластика при прочих равных могут быть менее комфортны в носке, чем туфли с уплотнителями задников из кожкартона и кожи. Для некоторых людей разница оказывается существенной и порой даже критичной, хотя стоит иметь в виду, что степень твёрдости и комфорта термопластиковых уплотнителей варьируется в довольно широких пределах. Кроме того, заметим, что даже в дорогой обуви можно встретить уплотнители из термопластика, а уплотнители из натуральной кожи встречаются лишь в туфлях стоимостью выше 400 евро за пару.

Материалы для уплотнителей мысков

Уплотнители мысков служат для придания необходимой жёсткости передней части обуви и для её предохранения от деформации. Как и уплотнители задников, они скрыты между подкладкой и внешней частью верха. Делаются эти элементы из текстиля, натуральной кожи и текстиля с термопластиком. Выше всего ценятся кожаные уплотнители мысков, но они встречаются лишь в очень дорогой обуви, так как их установка предполагает значительную долю ручного труда в производстве ботинок.

Даже туфли за 1000 евро могут иметь термопластиковые уплотнители мысков, но ничего страшного в них нет. Конечно, кожаные уплотнители хороши тем, что они принимают со временем форму стопы, но всё же в районе мысков стопа «сидит» в ботинке совсем не так плотно, как в районе задников, и это преимущество оказывается существенным далеко не для всех людей. Правда, кожаные уплотнители мысков позволяют немного растянуть ботинки в самой передней части, улучшив тем самым посадку.

Текстильные уплотнители являются более гибкими, чем текстильно-термопластиковые, но они не способны дать ту же самую степень жёсткости, а потому при укреплении мысков строгой обуви обычно не используются. но зато их могут применять для придания формы боковым частям туфель.

Подробную статью об уплотнителях мысков можно найти тут.

Источник