Меню

Сапоги древние обувь это



От каменного века до скифских сапог

Об обуви написано так много, что сказать что- то неизвестное невозможно. Поэтому напомним некоторые интересные, возможно малоизвестные факты из истории обуви.

Если Вы когда-нибудь задумывались о том, какой из предметов Вашего гардероба самый важный, то оказалось бы, что это Ваша обувь. В неудобном пальто, к примеру, можно ходить, и даже достаточно долго. А попробуйте походить долго, в неудобной обуви. Проблема и огромная.

В процессе эволюции обуви, выделились четыре, независимых и разных по конструкции, типа обуви — сабо, сандалии, туфли, ботинки и полуботинки, сапоги и полусапожки.

История возникновения обуви

Точная дата возникновения обуви неизвестна. Историки еще не сошлись в едином мнении на этот счет, но наиболее вероятно, что обувь появилась в Европе, около 30 тысяч лет назад.

К такому мнению пришли ученые, исследовав изменения костей стопы людей, живших в те времена. Уменьшался и изменялся мизинец стопы, менялась форма самой стопы. Возможно, что «обувь» изначально представляла собой кусок дерева или какого-то растения. Скорей всего, первая обувь представляла собой кусок шкуры, намотанной на ногу. Впоследствии в эту шкуру стали подкладывать сухую траву или листья, что утепляло обувь и позволяло меньше чувствовать неровности почвы.

Полагают, что активно носить обувь начали пастухи и путешественники и воины, т. е. приходилось много ходить.

С течением времени обувь видоизменялась, в зависимости от климата и, скажем так, сырьевых запасов региона.

Обувь древнего Египта

Так, например, египтяне делали сандалии из пальмовых листьев. К ноге они крепились кожаными ремешками.

В древнем Египте обувь — сандалии — показывала общественное положение хозяина, и носить обувь позволялось только фараону и его приближенным.

Сандалии стоили очень дорого. Стоимость сандалий фараона была равна годовому бюджету небольшого города.

Интересно, что жена фараона не имела права носить обувь. Она ходила босиком. Во дворце фараона и в храмах обувь носить не разрешалось. Ее необходимо было оставлять за порогом.

Позже обувь перестала быть привилегией знати, ее стало носить и простонародье.

Именно землепашцы древнего Египта придумали каблук. С каблуком было легче ходить по рыхлой земле, т.к. он создавал хороший упор ноге.

Женщины помните, что каблук создал пахарь.

Но обувь все равно оставалась очень дорогой, поэтому основное население ходило босяком. Известны были также сандалии с закрытым носком, без пятки, напоминавшие по виду и назначению современные домашние тапочки, а так же обувь с закрытой пяткой.

Обувь Ассирии

В древней Ассирии кроме сандалий из кожаных ремней с закрытой пяткой, воины носили высокие сапоги, похожие на современные. Женщины украшали свою обувь богатой вышивкой.

Как сказал один великий модельер — «Мода не возвращается, но оглядывается».

Обувь древней Греции

Примерно в то же время стали изготавливать обувь уже двух видов — открытую и закрытую, но не делалось различия в изготовлении правого и левого башмака.

Древние греки совершили настоящую революцию в производстве обуви, когда стали делать заготовки для левой и правой ноги.

Интересно, что в средние века об этом забыли и изготовляли одинаковую обувь, как для правой, так и для левой ноги. Говорят, изобретению правого и левого башмака способствовали гетеры. По их заказу обувь подбивалась гвоздями так, чтобы на песке оставались следы с надписью «Следуй за мной».

В древней Греции носили:

Башмаки, которые закрывали стопу, имели каблук, на ноге удерживались с помощью шнурков, которые модно было завязывать красивым бантом. Богатые люди часто делали очень богатую обувь, фантазии в изготовлении обуви были неисчерпаемы. Иногда даже, в каблук обуви вкладывали флакончики с духами, которые сами по себе стоили очень дорого.

Сапоги, — в основном, это была обувь солдат и путешественников. Сандалии носили все.

Кроме вышеперечисленного, в Древней Греции, кроме простых сандалий, умели шить:

  • полуботинки с задником
  • для модниц — пользовавшиеся большим спросом, сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног
  • перосикай — сапоги — чулки из мягкой кожи
  • эндромиды — сапоги без носка
  • актеры на сцене носили котурны — сандалии на высокой подошве.

Обувь древней Иудеи

В древней Иудее делали обувь трех видов сандалии, башмаки и сапоги. Материалом служили: кожа, шерсть, дерево.

Обувь древнего Рима

У римлян существовало несколько видов обуви и по обуви всегда можно было отличить патриция от простолюдина.

Обувью свободных римлян служили сандалии и полусапоги. Это было обязательное дополнение к ноге.

  • calceus — высокие башмаки, закрывающие всю ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком
  • solea — сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющиеся к стопе ремешками. Solea носили только дома. Считалось неприличным ходить по улице в сандалиях. Отправляясь в гости, сандалии брали с собой и надевали в гостях.
  • Socci — плетёные верёвочные тапочки, их носили актёры, игравшие в комедиях.
  • Солдатской обувью были caligae — башмаки без носка, на прочной подошве, подбитой гвоздями.
Читайте также:  Dockers by gerli обувь производитель

Император Калигула получил прозвище именно от названия солдатских сапог.

Примеры некоторых видов римской обуви

Женская обувь была в основном белого цвета, мужская обувь — чёрного. Патриции прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи — одним. Именно римляне первыми стали заботиться о своей обуви — они втирали в кожу масло для продления срока службы обуви.

Скифская обувь

В древней Скифии мужчины и женщины носили мягкие сапоги, по виду напоминавшие кожаный чулок. Сапог крепился на ноге при помощи ремней, обхватывавших ступню и щиколотку. Сначала скифы надевали войлочные чулки с войлочной же подошвой, а потом, сверху войлочных чулок-сапоги.

Женщины у скифов носили полусапожки красного цвета, из тонко выделанной кожи, богато орнаментированной, украшенной шерстяной тесьмой и кожаными аппликациями. Голенища сапог сшивались из квадратиков меха и кожи. Даже подошвы украшались красивыми узорами их бисера, сухожильных нитей, лоскутков кожи. Историки предполагают, что украшения подошв, имело смысл только если существовал обычай сидеть, скрестив ноги калачиком. Так принято сидеть у степных народов Азии.

Такая обувь выглядела настолько своеобразно и красиво, что получила собственное имя — скифской.

На пути к ремонту обуви

Страны, с более холодным климатом изготовляли, в основном, закрытую обувь – прародители современных туфель.

Старинные туфли представляли собой цельный кусок кожи, который мог сгибаться в носке и пятке. Передняя часть заготовки и ее верхний край стягивался кожаным ремешком. Внешне это походило на мешочек-кошелек. Также туфель мог быть комбинированным — т. е. кусок кожи с пришитыми ремешками.

Конечно, это была крайне неудобная, грубая обувь, с большим количеством складок, которые причиняли владельцу обуви массу страданий и неудобств. Носить такую обувь приходилось довольно долго, прежде чем она принимала форму ноги и становилась более или мене удобной. Но парадокс заключался в том, что к тому времени, когда обувь становилась удобной для ношения — она снашивалась до дыр.

Следующий шаг на пути эволюции обуви — изменение кроя заготовки.

Уменьшилось число складок, а главное изменилась форма заготовки — заготовка стала прямоугольной и в нее как бы упаковывали стопу. До этого заготовку вырезали по форме стопы с припуском. Позже сделали шов в пяточной части, а потом и в передней части заготовки. Обувь стала намного удобней.

Еще позже поняли, что сначала изнашивается низ обуви, тогда как верх остается целым. Так, постепенно пришли к возможности ремонта обуви и появлению у сапожников узкой специализации — ремонтника обуви.

Изначально, такие ремонтники обуви просто зашивали дырки на подошве, потом начали ставить кожаные заплаты на подошву, и только потом стали делать отдельно подошву по контуру следа ноги.

Так появился прообраз современной подошвы, хотя многие считают создателями подошвы скифов.

Источник

История сапог

С наступлением холодов наши предки искали разные способы, как согреть и защитить ноги. Некоторые ученые предполагают, что обувь, отдаленно напоминавшая сегодняшние сапоги, впервые появились в Египте. Египтяне додумались к сандалиям приделать голенища. Правда вначале голенища больше напоминали чулок, но со временем стали более свободные.

Каждый народ изготавливал сапоги под свои национальные особенности и климатические условия.
Древние персы считали их своей национальной особенностью, которая прекрасно дополняла образ тогдашнего наездника. Как известно персы любили все яркое. Сапоги в основном выполнялись в персиковых тонах, с красными ремешками на щиколотках. И эта обувь не была роскошью, позволить себе такие сапоги могли даже небогатые слои населения.

Греки отдавали предпочтение высоким (иногда даже выше колена) сапогам, под названием эмбады. Население Эллады носило очень оригинальные сапоги – сзади полностью закрытые, а спереди стянутые веревкой. Такую обувь надевали военачальники. Даже женщинам разрешалась дополнить свой образ аккуратными невысокими сапожками, выполненными из тонкой кожи.

Отправляясь в бой, римляне обували калиги – это невысокие сапоги, выполненные из грубой довольно прочной кожи. Верх был выполнен плетением, чтобы ногам было не так жарко. В Риме очень любили калиги, сапожники, которые шили их, были богатыми людьми. Иногда на надгробиях у них писали «Человек, который шил сапоги».

А вот в Византии очень любили богато украсить сапоги. Императорам они шились в пурпурном цвете, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. Женщины тоже не остались без внимания, для них изготавливали сапоги-чулки, которые очень элегантно обтягивали ножки.

Для удобства Скифы носили узкие сапоги с ремешками, в которые заправляли штаны. Так было намного удобнее сидеть в седле. Такая обувь нередко украшались вышивкой напоминавшей мозаику, иногда использовали мех. Для женщин изготовляли сапоги красного цвета с орнаментной вышивкой.

В Европе упоминание слова «сапог» впервые появилось в 15 веке. Чаще всего их носили мужчины-наездники, они настолько были высокими, что иногда доходили аж до ягодиц. При Людвике XIV мужчины носили обувь с квадратными носками. Позже в 18 веке, в моде уже были остроносые сапоги ярких цветов. А вот в 19 веке на смену пришли невысокие с меховой отделкой.

Читайте также:  Юлия долгова вязание кед спицами

На Руси сапоги появились от тюркских кочевников. И их могли носить только знатные люди, а обычный народ довольствовался по привычке лаптями. В летописи писали, что сапоги являются знаком того, что человек относится к высшему сословию.

До середины ХХ столетия в России мужчины и женщины равноправно носили сапоги. Были два вида: цельные сапоги или же с пришивным голенищем. Очень модными были сапоги со складками в области голенища. Но чтобы морщины были ровными, в голенища вшивали специальные металлические кольца, и их должно было быть не менее пяти.

Двадцатое столетие ознаменовалось тем, что изобрели специальную стельку, которая по форме соответствовала стопе, что облегчало нагрузку на позвоночник. Материалы стали использовать более дешевые. В сапогах появились змейки, что сделало их более изящными. И наконец появилась основная функциональность сапог — согревать ноги в холодную пору года.

В наше время сапоги осели в основном только в женском гардеробе. Мужчины же носят их только как спецодежду, в составе формы для армии или спецслужб.

Источник

Первая обувь славян

Поршни — самая древняя обувь на Руси. Их производили из куска мягкой кожи, закрепляли кожаным ремнем, которым обматывали всю ногу для прочности. Простые сапоги — чёботы, также были в спросе, но в основном для простых людей поршни были неазменимой обувью. О небрежно сделанной работе сейчас говорят: «Два сапога пара, и оба на левую ногу». А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Появился особый вид ремесла — кожевенно-сапожный, так как сапожник кожу для работы подготавливал сам.

Для каждодневной, недорогой обуви, употреблялась сыромятная недублёная кожа. С 9 века для изготовления обуви стали выделывать мягкую кожу, а подошва для прочности сшивалась в несколько слоёв. Позднее для подошвы стали использовать толстую воловью кожу. Потом из этой кожи стали делать и каблуки.

Сапоги для холодного времени года утеплялись войлоком. Сапоги и полусапожки (с более коротким голенищем и мягкой пяткой) надевались на онучи — куски плотной ткани, которые навёртывались на ногу. (Теперь их чаще называют портянками). Зимние онучи делали из меха, и они назывались шкарпетками. Валяная обувь — валенки, катанки — появилась только в 19 веке. Её делали из овечьей шерсти. Валенки с коротким голенищем носили название валяные коты, чуни, кеньги. Изготовление валенок было делом трудоёмким, поэтому и стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела, как правило, только одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди или по старшинству.

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится — «лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для болшинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи — несбыточной мечтой.

Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Когда на Всемирной выставке 1889 года в Париже в российском павильоне были выставлены лапти, они привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят все русские, другие утверждали, что лапти надевают только в торжественных случаях.

Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Сколько же губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до пятисот тысяч пар лаптей в год!

Перед началом плетения лаптей лыко размачивали, очищали от коры и разрезали на ленты. Затем одновременно из пяти-шести лент, образуя строку, на специальной деревянной колодке начинали плетение, используя обычный крючок. В его ручку для тяжести заливалось олово, и ею удобно было подбивать плетение, достигая его большей прочности и плотности. Особое умение было нужно для плетения задника — запятника, где соединялись все лыки.

Лапти плели разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плелись из широкого лыка, праздничные — из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде; они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору — четыре дня, а зимой — десять дней. «В дорогу идти — пять пар плести», — говорили в народе. Но зато и стоили лапти дёшево — не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей), отсюда их доступность и распространённость.

Источник

Древняя обувь на Руси. Вся правда.

Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли — поршни. Их делали из целого куска мягкой кожи, подбирая его по краю кожаным ремнём, которым обматывали ногу, чтобы поршни не спадали. Делали и простые башмаки — чёботы, но в основном тачали (шили) сапоги. О небрежно сделанной работе сейчас говорят: «Два сапога — пара, и оба на левую ногу». А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины и женщины, и дети. Появился особый вид ремесла — кожевенно-сапожный, так как сапожник кожу для работы подготавливал сам.

Читайте также:  Что такое скетчи обувь

Для каждодневной, недорогой обуви, употреблялась сыромятная недублёная кожа. С 9 века для изготовления обуви стали выделывать мягкую кожу, а подошва для прочности сшивалась в несколько слоёв. Позднее для подошвы стали использовать толстую воловью кожу. Потом из этой кожи стали делать и каблуки.

Любимые на Руси сапоги сначала подшивали нитками, потом появились деревянные гвоздики, которые со временем были заменены металлическими. Кожа хорошо сохраняется в земле, и среди археологических находок немало древней русской обуви. Поэтому мы знаем, что для прочности в задники сапог вставлялась берестяная прокладка, а перед обшивался вторым слоем кожи. Голенище доходило до колена и косо срезалось так, чтобы спереди сапог был выше, чем сзади.

Иногда использовали кожу натурального цвета, но чаще её красили. Самым распространённым был чёрный цвет. Однако парадные сафьяновые сапоги могли быть и красными, и жёлтыми, и зелёными, и белыми, и голубыми. Красили кожу при выделке сами сапожники. Особая профессия красильщика появилась значительно позже.

Сапоги для холодного времени года утеплялись войлоком. Сапоги и полусапожки (с более коротким голенищем и мягкой пяткой) надевались на онучи — куски плотной ткани, которые навёртывались на ногу. (Теперь их чаще называют портянками). Зимние онучи делали из меха, и они назывались шкарпетками. Валяная обувь — валенки, катанки — появилась только в 19 веке. Её делали из овечьей шерсти. Валенки с коротким голенищем носили название валяные коты, чуни, кеньги. Изготовление валенок было делом трудоёмким, поэтому и стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела, как правило, только одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди или по старшинству.

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится — «лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для болшинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи — несбыточной мечтой.

Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Когда на Всемирной выставке 1889 года в Париже в российском павильоне были выставлены лапти, они привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят все русские, другие утверждали, что лапти надевают только в торжественных случаях.

Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Сколько же губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до пятисот тысяч пар лаптей в год!

Перед началом плетения лаптей лыко размачивали, очищали от коры и разрезали на ленты. Затем одновременно из пяти-шести лент, образуя строку, на специальной деревянной колодке начинали плетение, используя обычный крючок. В его ручку для тяжести заливалось олово, и ею удобно было подбивать плетение, достигая его большей прочности и плотности. Особое умение было нужно для плетения задника — запятника, где соединялись все лыки.

Лапти плели разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плелись из широкого лыка, праздничные — из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде; они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет.

Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Летом, отправляя на сенокос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, — рачки или в лапти из верёвки — чуни. В некоторых местностях умудрялись плести лапти даже из конскоговолоса — волосянки. Самыми плохонькими считались каверзни — лапти, сплетённые из ракиты.

В зависимости от времени года, лапти обували на холщовые, шерстяные или суконные подмотки (онучи). Таким образом, лапти можно было носить в любую погоду. Держались лапти на оборах — кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна — моченцах, опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:
Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички — розни.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:
Торопясь, и лаптя не сплетёшь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору — четыре дня, а зимой — десять дней. «В дорогу идти — пять пар плести», — говорили в народе. Но зато и стоили лапти дёшево — не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей), отсюда их доступность и распространённость.

Источник