Меню

От пуантов болят пальцы



Изувеченные пуантами и работой в балете ноги балерин. Навсегда?

Недавно мы получили такой вопрос от зрительницы:

«Балерины остаются с изувеченными и деформированными ногами при постоянной работе?
Или есть какие-то новые технологии в производстве пуант, которые практически устранили этот недостаток?»

У каждого человека индивидуальное строение стопы, которое во многом определяет предрасположенность к танцу на пуантах (женский танец).
Различают несколько видов передней части стопы (по книге Дж. С. Хавилера «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки» ):

1. греческая стопа — большой палец короче второго, но длиннее третьего
2. египетская — длина пальцев уменьшается от большого к среднему
3. квадратная стопа — первые три пальца примерно одной длины

Во время танца на пуантах пальцы должны выдерживать вес тела балерины (50-55 кг) на нескольких квадратных сантиметрах. В идеале для танца на пальцах необходима египетская стопа , когда пальцы не мешают друг другу и принимают вес всего тела почти равномерно. Такое строение далеко не у всех, и все равно все девочки в училищах занимаются на пуантах. К чему приводит танец с фалангами пальцев разной длины?

За годы работы в балете (8 лет школы+20 лет в театре) фаланга самого длинного пальца изгибается до «шарнирного» положения, тем самым вызывая дискомфорт, мозоли и натоптыши. У каждой артистки свои способы «укладывания» стопы в туфельку. Есть различные вкладыши и разделители, вата, которые можно положить на дно пуанта, тем самым уменьшить пустоту. Здесь изобретательность балерин не ограничена.

Особенно распространены так называемые косточки на больших пальцах , которые, кстати, могут появиться не только у артистов балета. Данная патология может привести к уходу из профессии. Стопа больше не может принимать форму балетной туфельки (не помещается, потому что большой палец смещен в сторону, и шаровидный сустав увеличен), становится сложно вставать на полупальцы. Существуют утягивающие бинты, которые могут стянуть пальцы до нужного размера, можно подобрать большую полноту пуант. Но неправильное положение стопы приводит к еще большим мозолям, и все это сопровождается «неправильной» болью, которая приводит к травме.

Даже при гармоничной длине пальцев неизбежны изменения фаланг пальцев от работы в балете: они скрючиваются, становятся толще, грубее, обрастают мозолями. Но явных предвестников травм из-за природного строения нет, главное-правильно работать с такими стопами и не довести до травмы.
Кроме суставов страдают еще и ногти на ногах, поэтому важно не допускать их врастания.
Многие балерины обматывают каждый палец пластырем перед работой чтобы, избежать кровавых мозолей.

Поэтому опознать балерину после ухода со сцены всегда можно по ногам и стопам.
Что касается технологий изготовления балетной туфельки, то наблюдать прогресс за последние 100 лет можно колоссальный. Правда, нагрузки артисток все увеличиваются, пальцевая техника становится сложнее. Кажется, что даже в самых удобных пуантах с высоким поглощением ударов нагрузка на пальцы останется неизменной: придется выдерживать вес всего тела + вес с прыжком.

Сегодня производители пуант уже предлагают для уменьшения трения стопы в туфельке силиконовые или тканевые вкладыши, разделители для пальцев. Возможно, придумают что-то еще.)

Источник

Балерина Большого театра: «Танцевать на пуантах уже не так больно»

Анастасии Ложниковой 21 год, и она балерина Большого театра Беларуси. Сколько часов работы кроется за красивой картинкой на сцене? «АиФ» узнал у Анастасии несколько закулисных фактов о балете и получил рекомендации, какие спектакли посетить в первую очередь.

Танцы на пальцах

– Вы мечтали стать балериной в детстве? Как давно работаете в Большом театре?

– Мне было 10 лет, когда я связала свою жизнь с балетом. В Большом театре я работаю уже четвертый год.

С раннего детства я занималась художественной гимнастикой и тогда о балете ничего не слышала. Но запомнила, как наш педагог рассказывала про хореографическую гимназию-колледж, в которой можно многому научиться.

Когда я была в четвертом классе, к нам на занятия пришли люди, которые искали потенциальных учеников для этого колледжа. Они заметили мои способности. Я сказала родителям, что хочу попробовать поступить, но они сначала не поняли, почему я хочу бросить гимнастику. Ведь они учили меня, что нужно доводить дело до конца, развивать силу воли, не сдаваться, когда трудно. Но я ясно ощущала, что больше не хочу заниматься гимнастикой и готова пробовать себя в чем-то новом.

Благодаря отличным данным я поступила в колледж, и там узнала про балет. Для меня всё было огромным открытием: пуанты, пачка. Первое время я не могла поверить, что танцевать нужно на пальцах! Думала: как? Это же невозможно! Фантастика! Но начала учиться и поняла, что к чему. Мне всё время было интересно, и за 8 лет учёбы я очень полюбила балет.

– Как проходит ваш день балерины?

– В неделю у нас шесть рабочих дней – со вторника по воскресенье. На отдых у нас есть полтора дня в неделю. Стандартный рабочий день состоит из двух вызовов: утреннего – с 10 до 14 и вечернего – с 18 до 21.

Каждое утро начинается с часового балетного классического урока. Это неизменно, даже когда вызов к 16.00. Первый час всегда занимает класс – или урок, как мы его называем. Классический урок состоит из разогрева, определенных упражнений у станка. Затем – на середине зала, дальше – прыжки. В женском классе могут быть ещё упражнения в пальцевой обуви.

После урока у нас репетиции. В зависимости от предстоящих спектаклей по репертуару можем репетировать от одного до трех спектаклей. Балетных спектаклей у нас от трех до четырех в неделю, но между ними можем участвовать и в некоторых операх.

– Расскажите об одежде балерины и пуантах. Правда ли, что сейчас пуанты стали делать из удобного материала, более мягкого?

Читайте также:  Le coq sportif белые кроссовки

– В рабочей репетиционной одежде у нас много разнообразия. Есть стандартный вариант: балетный купальник, трико, шифоновая юбка на запах или шорты. В целом каждый выбирает для себя то, в чем чувствует себя комфортно – в рамках балетной одежды, разумеется. Также у нас есть специальная одежда для разогрева, различные комбинезоны, кофточки, штаны и «разогревочная» обувь. Её называют по-разному: валенки, чуни, сапожки, тапочки.

Пуанты, или, как мы их называем между собой, «пальцы», сейчас действительно изготавливаются из других материалов. Стельки и коробочки пуантов сделаны из термопластических эластомеров – синтетических материалов, обладающих прочностью и гибкостью.

Внутренняя поверхность пуантов выполнена с использованием пенополиуретана, который обеспечивает более высокий комфорт и поглощает шум, снижает силу удара при прыжке.

Жёсткость стельки можно выбрать в зависимости от подъёма и силы стопы балерины. Дополнительно мы приобретаем специальные удобные вкладыши в пуанты, а свои потенциальные места мозолей на стопах заранее заклеиваем пластырями. Танцевать балет теперь не так болезненно, как раньше.

Выход к зрителю

– Что вы чувствуете до, во время и после спектакля?

Всегда присутствует лёгкое волнение. Образ, настроение, точность исполнения хореографии – всё должно быть в порядке. Я каждый раз чувствую ответственность перед зрителями.

До спектакля я настраиваюсь на то, что впереди – работа, хоть и любимая. Вместе с тем я испытываю приятное предвкушение. Во время спектакля я чувствую в основном максимальное удовольствие. Чем увереннее я в своих действиях на сцене, тем лучше.

После спектакля – особенно в момент поклонов и завершающих аплодисментов – это непередаваемое ощущение счастья, радости, благодарности и любви. Здорово, когда в зале много зрителей, и им всё понравилось.

– Могу сказать только, что театр функционирует в рабочем режиме. Репетиции идут, репертуар готовится.

– В каких спектаклях вы играете? И на какие постановки рекомендуете попасть зрителям?

– Я занята в 90% репертуара. Образ, в котором я чувствую себя максимально комфортно, это, как бы смешно ни звучало – ребенок на новогоднем празднике в постановке Александры Тихомировой «Щелкунчик, или Ещё одна рождественская история». К сожалению, сейчас этого спектакля нет в репертуаре, но в нем я по-настоящему проживаю каждый момент.

Александра Владимировна наполняет души артистов любовью и пониманием своей профессиональной ценности. Она умеет зажечь искру вдохновения в каждом участнике спектакля – от артистов кордебалета до ведущих солистов. С этой искрой мы выходим к зрителям и передаем свой внутренний свет. Для меня такая работа – настоящее искусство.

Что бы я порекомендовала посетить? Пожалуй, новую оперу «Виллисы. Фатум», а из балетов: «Анна Каренина», «Маленький принц», «Анюта», «Корсар», «Жизель», «Эсмеральда», «Дон Кихот», «Спартак», «Сотворение мира». Приходите, будем ждать!

Источник

Ноги балерины — какие травмы скрываются под пуантами?

Нельзя просто взять и встать на пуанты. Балерины усердно тренируются, перед тем, как порхать в атласной обуви на сцене. Иначе травмы и болезни ног балерины случались бы гораздо чаще.

С какими заболеваниями и травмами ног балерины сталкиваются чаще всего?

  • Волдыри и мозоли. Даже при надлежащем уходе за ступнями, мозоль нет-нет, да и появится на ногах балерины из-за трения. Неправильно подобранные пуанты играют не последнюю роль в появлении мозолей и волдырей.
  • Вросшие ногти. Еще одна распространенная проблема, когда ногтевая пластина врастает в окружающие ткани. Чаще всего встречается на большом пальце. Кстати, у этого явления есть название — онихокриптоз(осторожно, неприятная картинка на странице!).
  • Черные и сломанные ногти. Черные ногти могут свидетельствовать о некоторых заболеваниях, но касательно ног балерины — чаще всего это, как и сломанные ногти, результат ушибов.
  • Вывихи лодыжек. Вывих лодыжки из-за чрезмерной нагрузки на голеностопные мышцы и суставы случается так же часто, как и «по случайности».
  • Вальгусная деформация первого пальца стопы — еще одна неприятность, которая случается с ногами балерины, хотя и не так часто. Вальгусная деформация выглядит как шишка околобольшого пальца с внутренней стороны стопы.
  • Стрессовый перелом появляется в результате накопившихся микротравмы в кости и слишком большой нагрузки в течение длительного времени. Это, так называемый, усталостный перелом. Неудивительно, данный вид перелома распространен среди танцоров.
  • Неврома Мортона появляется на ногах балерины довольно часто. Заболевание характеризуется уплотнением на стопе, как правило, оно небольшое, но может сопровождаться сильной болью. При отсутствии лечение может разрастаться и воспаляться.
  • Подошвенныйфасциоз является одной из самых частых причин болей в пятках. При развитии заболевания воспаленная ткань распространяется от пятки до пальцев ног.
  • Артрит большого пальца ноги. Артрит в результате сильной и продолжительной нагрузки на ноги балерины — явление распространенное, особенно артрит большого пальца.
  • Воспаление ахилова сухожилия. Еще одна неприятная вещь, с которой сталкиваются танцоры. Может быть осложнено разрывом.

Что еще случается с ногами балерин?

Если балерина недостаточно ухаживает за ногами, или не лечит болезни, то они начинают прогрессировать, что приводит к осложнениям и появлению новых болезней в ногах балерины:

  • Хронические воспаления с увеличением площади поражения и разрушением суставов и связок.
  • Язвы.
  • Утолщение ногтей.
  • Деформация пальцев стоп.

Подписывайтесь нанаш канал на ЯндексДзен, чтобы узнать больше интересного!

Источник

Боль в пальцах

Строение рук человека отличает его от представителей других биологических видов. Благодаря им мы можем не только сами себя обслуживать, но и выполнять разнообразнейшую работу. Пальцы руки человека — это части верхних конечностей, которые в процессе развития получили весьма важную функциональную нагрузку. Вот почему, когда болят пальцы рук, становится затруднительно держать вилку или ложку, набирать тексты на ПК, приготовить еду и даже просто зашнуровать обувь.

Причины, по которым болят пальцы рук, могут быть разными. Помимо того, что они подвержены травмам, существует целый ряд заболеваний, от которых может пострадать их подвижность. Помимо этого, причиной боли в суставах пальцев рук могут быть воспалительные процессы (артриты).

  • Первичная консультация — 4 000
  • Первичная консультация заведующего Клиникой боли — 4 500
Читайте также:  Аргентинская обувь для танго

Записаться на прием

Причины боли в пальцах рук

Если вы хотите узнать, почему болят пальцы на руках, обращайтесь в Клинику боли ЦЭЛТ. У нас работают опытные специалисты разных профилей, которые проведут диагностическое исследование и назначат оптимальный курс лечения, благодаря которому вы снова сможете жить полноценной жизнью.

Травмы пальцев рук

Такая травма, как ушиб пальца руки, возможна при падении с небольшой высоты или ударе рукой о тупой предмет. В зависимости от силы удара могут быть повреждены кожный покров и кровеносные сосуды, что приведёт к образованию гематомы; возможен также перелом кости.

Синдром запястного канала

Развитие синдрома запястного канала провоцирует компрессия срединного нерва, в нём расположенного. Клинические проявления этого заболевания включают в себя:

  • боль, которая локализуется на внутренней поверхности большого пальца;
  • боль в указательном пальце;
  • ощущение онемения кожи ладони;
  • уменьшение объёма мышц в районе возвышения первого пальца;
  • уменьшение точности мелкой моторики кисти.

При отсутствии своевременного лечения нерв больше не сможет выполнять свои функции, что приведёт к невозможности выполнения мелких движений пальцами и даже инвалидности.

Синдром Рейно

Синдром Рейно — частый спутник таких патологий, как ревматоидный артрит, склеродермия, и других болезней соединительной ткани. Он возникает из-за нарушения тонуса капилляров и мелких артерий пальцев и характеризуется следующей симптоматикой:

  • резкое сужение сосудов, приводящее к бледности кожного покрова пальцев и онемению, которое нередко ощущается как боль;
  • резкое расширение сосудов, приводящее к покраснению кожного покрова пальцев (вплоть до синюшности) и ощущение жгучей боли, отёк.

Полиостеоартроз

Суставы пальцев болят при такой патологии, как полиостеоартроз. Чаще всего она возникает у женщин в возрасте после 45-ти лет. Помимо болевых ощущений в мелких суставах, она характеризуется следующим:

  • наличие узелковых образований, которые появляются симметрично на обеих кистях;
  • деформация кистей рук;
  • периодическое воспаление, покраснение и отекание поражённых суставов, которое начинается после перенапряжения.

Ризартроз

Ещё одно заболевание, при котором болят суставы больших пальцев рук, — ризартроз. Оно поражает сустав большого пальца и сопровождается болью, которая становится интенсивнее во время совершения движений, хрустом сустава, деформацией косточки большого пальца, ограниченностью движений в поражённом суставе.

Ревматоидный артрит

Такая патология, как ревматоидный артрит, выражается в воспалительных процессах пястно-фаланговых суставов указательного и среднего пальцев. Она может возникать вследствие стресса, переохлаждения или острого респираторного заболевания и характеризуется следующими клиническими проявлениями:

  • интенсивные болезненные ощущения, нередко симметричные на обеих руках и которые особенно проявляются в утреннее время и во второй половине ночи;
  • отёк и покраснение суставов и локальное повышение температуры кожи над ними;
  • невозможность сжать руку в кулак;
  • ограниченность движений в кистях.

В случае, если больной не прошёл курс лечения, кисть может деформироваться, а её функциональность полностью утратится.

Подагрический артрит

Одним из ответов на вопрос «Почему болят пальцы на ногах?» может быть ответ: «Из-за подагрического артрита». В большинстве случаев из отложения солей страдает сустав 1-го пальца стопы, но нередко это заболевание поражает и суставы рук. Симптоматика включает в себя:

  • острую боль в пальцах ног и рук;
  • воспаления, возникающие приступообразно, длящиеся от 3-х до 10-ти дней;
  • покраснение и отёк сустава;
  • синюшный оттенок кожи над поражённым суставом.

Если пустить болезнь на самотёк, она может стать причиной разрушения суставов и деформирования кисти.

Источник

Стекло в пуантах и «балеруны». Главные мифы о балете

Вне всяких сомнений, балет – главный вид искусства, представляющий нашу страну на международном уровне. И вместе с тем живущий по своим законам мир балета скрыт от глаз посторонних. Благодаря этому и появляется множество связанных с ним легенд.

Наша редакция собрала самые распространенные стереотипы и попросила Игоря Цвирко, премьера Венгерского оперного театра и бывшего ведущего солиста Большого театра, прокомментировать их. О сбитых в кровь ногах, осколках стекла в пуантах и клакерах – в материале портала Москва 24.

Фото: личный архив

«Женщина, занимающаяся балетом, – балерина, а мужчина – балерун»

Нет, конечно. Слова «балерун» вообще не существует. Мужчина, занимающийся балетом, – это либо артист балета, либо танцовщик, либо (как больше всего нравится мне) – актер. Но мой сын придумал новое название – «балерин». Он говорит, раз мама – балерина, папа должен быть балерин. Меня веселит это слово, и потом, как мне сказали, на испанском языке «балерин» и значит как раз артист балета.

«Артисты балета и балерины вынуждены пожизненно сидеть на диете, питаясь водой и салатом»

Это в корне неверно, и если вы спросите балерин, то они в принципе едят все – в рационе у них есть и мясо, и шоколад, и пирожные. В Большом театре есть своя пекарня и пирожковый цех, где делают очень вкусные пирожки с вишней, с яблоком и корицей – их многие тоже очень любят. После премьер мы можем позволить себе и шампанское, и бокал вина, так что никаких ограничений нет, потому что физическая нагрузка все компенсирует. В общем и целом, каждый следит за своим внутренним состоянием сам.

«Настоящий мужик в балет не пойдет, там работают одни гомосексуалисты»

Это на самом деле очень стереотипное мышление. В нашей профессии действительно очень много людей нетрадиционной ориентации, но в большей степени это характерно, наверное, все-таки для западных коллективов. В российских же коллективах это не приветствуется. Я бы сказал, что танцоры в наших труппах – это мужчины, которые занимаются искусством под названием балет. Не знаю, что думают другие, но я горжусь тем, что являюсь представителем традиционной ориентации в этом виде искусства.

Читайте также:  Схема пошагового вязания пинеток крючком

Фото: личный архив

«Артисты балета уходят на пенсию в 40 лет, а балерины предпочитают не рожать, ведь это может разрушить их карьеру»

Насчет того, что балерины предпочитают не рожать, – у каждого в жизни происходит по-разному. Кто-то рано находит своего принца, человека, с которым хочет провести остаток времени, которое нам отведено на этой планете. Поэтому есть балерины, которые рожают в 18 лет, а есть и те, которые рожают в 36 или даже в 47 лет, так что здесь нет каких-то правил. Яркий пример – Диана Вишнева. Она сначала сделала потрясающую карьеру, а не так давно родила сына Рудольфа. В любом случае, никакая карьера и никакой балет не могут сравниться с тем ощущением, когда у тебя появляется ребенок.

Что касается пенсии, то если тело позволяет, до 40 еще можно протянуть. Такие артисты, как Светлана Захарова, Роберто Болле, Ульяна Лопаткина, – это люди уникальных возможностей и данных, поэтому, возможно, им чуть легче сохранять себя в должной для балета форме, чтобы продолжать танцевать на рубеже этого возраста. Зачастую срок балетного артиста – это 18 лет для кордебалета и 15 лет для солиста. По истечении 15 лет стажа ты можешь получить пенсионное удостоверение, но при этом продолжаешь работать, пока ты нужен театру и руководителю.

«Мир балета настолько закрытый, что балерины и артисты балета предпочитают создавать семьи исключительно в своей среде»

Это, скорее, связано не с тем, что люди закрытые, а с тем, что мы не обладаем достаточным количеством свободного времени, чтобы посещать какие-то места. Наша работа интенсивная и занимает все время, а когда у тебя всего один выходной в неделю, ты предпочитаешь лежать дома.

Иногда человек со стороны, который живет обычной жизнью, не понимает, ради чего мы жертвуем своим временем, эмоциями, не понимает нашей веры в то, что мы делаем, так что порой люди из балета сталкиваются с определенными сложностями. Поэтому, если случается так, что люди находят близких по духу в нашей сфере, зачастую это очень сильный и крепкий брак.

Фото: ТАСС/Александра Мудрац

«У артистов балета не бывает выходных и отпусков. Чтобы не потерять форму, они должны заниматься каждый день»

Выходные у нас есть, в труппах это один день. В Большом – понедельник, в Театре Станиславского – вторник. В труппах западного образца – либо так же один, либо два дня выходных. Оплачиваемый отпуск – 56 дней, но зачастую в этот период организуются гастроли, так что получается дополнительная работа.

Даже когда у нас отпуск, люди могут недельку поваляться, но потом начинают уже разминаться, так что зачастую артисты и в отпуске что-то делают – тянут шпагат, качают пресс, кто-то бегает по утрам. В любом случае, занимаются физическими нагрузками, потому что когда ты на протяжении 11 месяцев работаешь, то не можешь уже взять и лежать баклажаном на лежаке – иначе с началом сезона будет тяжело.

«Мир балета жесток. Чтобы устранить конкурентов и конкуренток, в ход идут самые жестокие способы, вплоть до подсыпанного в пуанты битого стекла»

Мир балета действительно жесток, но при этом имеет и свои приятные моменты. Конечно, не каждый может справиться с той, скорее даже психологической, нежели физической, нагрузкой. Но чтобы доходило до того, что люди сыпали стекло или портили костюмы. Я слышал о подобном, но сам не сталкивался, лично на своем опыте мне тяжело сказать. Я человек добрый, и у меня никогда не было в мыслях сделать что-то плохое для артистов. Наоборот, если только поддержать, потому что каждый, кто готовит спектакль или танцует, прекрасно понимает, что человек готовится, настраивается и вкладывает душу в свое дело.

Скорее подобные вещи можно увидеть в кино для усиления драматического эффекта и чувства конкуренции. Но в целом, можно сравнить со спортом: если спортсмен готовится к Олимпиаде на протяжении четырех лет, а дальше участвует в ней, для артиста «подготовка к Олимпиаде» заканчивается с окончанием училища, а сама она длится до того момента, пока ты не покидаешь балет.

Фото: ТАСС/Александра Мудрац

«Впрочем, в балете не обязательно и битое стекло, ведь все, кто занимаются этим искусством, сбивают ноги в кровь»

Мужчины – нет, а балерины – да, потому что они танцуют в пуантах. Кстати, это еще одно распространенное заблуждение: все думают, что мужчины танцуют в пуантах, но это не так. В пуантах мы танцуем, только если того требует роль, как в балете Алексея Ратманского «Светлый ручей». Балерины действительно стирают пальцы в кровь: такое случается, так как из-за постоянного интенсивного трения возникают мозоли, которые потом лопаются – в общем, все, как это бывает у обычных людей. Просто у балерин это случается чаще.

«В каждом музыкальном театре есть люди, лично знакомые всем артистам: именно они особенно рьяно кричат «браво» после каждого спектакля и получают за это бесплатные билеты. Артисты уважают и боятся их, так как от этих людей может зависеть не только их успех, но и полный провал»

Такие люди действительно существуют, называют их «клакеры». Это люди, которые гораздо громче, чем обычные посетители, хлопают и кричат «браво». Зачастую они перегибают палку и делают это слишком нарочито, так, что это начинает раздражать не только зрителей, но и самих артистов. Но я бы не сказал, что артисты их боятся: я считаю, что в любом случае, на что ты натанцевал, то тебе и нахлопают.

Источник