Меню

Обувь женщин древней греции



Обувь женщин древней греции

§ 2. Древнегреческая обувь (XI-I вв. до н. э.)

В развитии собственно древнегреческого искусства (XI-I вв. до н. э.) выделяют четыре периода: гомеровский (XI-VIII вв. до н. э.), архаики (VII-VI вв. до н. э.), классики (V-IV вв. до н. э.), эллинизма (IV-I вв. до н. э.).


Рис. 22. Соотношение частей в древнегреческой одежде и обуви

В период расцвета Греции ее колонии простирались далеко за пределы Балканского полуострова и находились в Малой Азии, на севере Африки, на территории Италии и Южной Франции.

Наибольшего расцвета греческое искусство достигло в период классики, в период расцвета рабовладельческой демократии. Хотя творчество греков во многом основано на наивных мифологических представлениях, оно не противостоит реальной жизни, проникнуто ощущением соразмерности мира и человека.

В Греции сложилось своеобразное понятие о человеческой красоте. В античной эстетике мы встречаем мысль о том, что мера является основой прекрасного, а отсутствие меры — это безобразие. Платон говорил, что все благое прекрасно, а прекрасное не лишено меры, что отсутствие меры, или чрезмерность, отсутствие сдержанности и строгости делают удовольствие кратковременным и быстротечным. Демокрит связывал меру с прекрасным: «Прекрасна надлежащая мера во всем. Излишек и недостаток мне не нравятся».

Творчество греков проникнуто ощущением соразмерности мира и человека, воплощает красоту и гармоничность нормально развитого человеческого тела. Даже пропорции древнегреческих храмов подобны пропорциям человеческой фигуры.

Все части одежды древних греков были подчинены общей схеме. Выразительность костюма заключалась в ритмической согласованности целого и частей. Большие плоскости разбивались живописными скрещивающимися пучками драпировок (за счет драпировки достигалось облегание тела). Несмотря на то что костюм состоял из прямых полотнищ, он выглядел динамичным и легким. Общие силуэтные линии были очень пластичны; их характер заимствовался из пластики человеческого тела, что создало условия для долголетней жизни греческого костюма.

Древнегреческая одежда не стесняла движений, она обрисовывала опорные конструктивные пояса (живот, плечи, талию, бедра), освобождала наиболее подвижные части тела (руки, шею), открывала голову, подчеркивая ее гордую и величественную посадку. Членения проходили около талии; соотношения частей были приблизительно 1 /3 к 2 /3 (рис. 22).

То же наблюдаем и в древнегреческой обуви — носочная часть открыта, давая возможность пальцам свободно двигаться, что способствовало укреплению голеностопного сустава. Членения в обуви те же, что и в одежде: расположению складок в одежде соответствовало расположение ремней в обуви.

В период архаики мы встречаемся с разнообразными образцами обуви как по форме, так и по конструкции. В VI в. до н. э. колонизаторы привезли из Малой Азии мягкие суконные туфли с загнутыми концами — плояриа. В этот же период появилась закрытая обувь из мягкой кожи, затянутая в щиколотке ремнем на персидский манер. Называлась она персикаи (рис. 23, а). Аналогом этой обуви является обувь древних этрусков (рис. 23, б).


Рис. 23. Персикаи (а), обувь этрусков (б)

Но основной обувью древних греков были сандалии. Греческие сандалии не препятствовали естественным движениям стопы, имели эластичные подошвы, кроившиеся специально для правой и левой ноги. Удобство сандалий заключалось в особом взаимном расположении ремней, один из которых обязательно проходил между большим и средним пальцами и прижимался к ноге, выходя к внутренней части подошвы. Боковые ремни перекрещивались, укрепляя голеностопный сустав. Начиная с V в. на сандалиях стали делать петли, число которых доходило до девяти; через петли проходил главный ремень и опоясывал голень (рис. 24).


Рис. 24. Древнегреческие сандалии

Обувь периода классики отмечена высокой техникой изготовления. Вместо петель в коже стали делать просечки разного диаметра и формы, через которые протягивали кожаные ремни. Появились сандалии на подошве, контур которой соответствовал контуру пальцев; обувь с такой подошвой позже римлянами названа лингила.

До V в. до н. э. греки пользовались достигавшей коленей обувью, носившей название эмбады (рис. 25).


Рис. 25. Древнегреческие эмбады

В период эллинизма в основном при верховой езде и во время военных походов носили высокую кожаную обувь эндромис (рис. 26). В такой обуви изображены в скульптурах мифологические герои Дионис, Геракл, Персей.


Рис. 26. Древнегреческие эндромис

Во второй половине V в. до н. э. в Греции появилась доходящая до середины лодыжки шнурованная обувь с открытой носочной частью, стянутой кожаными шнурками. Это так называемые котурны, которые греки носили только на сцене. Позднее появились котурны на высокой подошве (рис. 27, а).


Рис. 27. Древнегреческие котурны (а), карбатины (б), легкие ботинки (в)

Читайте также:  Мужская обувь тимберленд с чем носить

В конце V в. до и. э. в Греции появился мягкий полуботинок с поднятым кверху носком, родиной которого была Малая Азия. Самой простой обувью для греческих молодых людей были карбатины и ботинки (рис. 27, б, в). Сандалии в период эллинизма украшали металлом, различной фурнитурой. Мужские сандалии с кожаным задником и открытыми пальцами назывались крепиды (рис. 28). Они несколько напоминали ассирийские. В крепиды под ремни богатые люди подкладывали кусок кожи — своеобразный язык. Обувь для торжественных случаев изготавливали из цветной кожи, украшали орнаментом, вышивкой, инкрустацией, жемчугом. Высоко ценилась обувь на толстой подошве.


Рис. 28. Древнегреческие крепиды

Источник

От каменного века до скифских сапог

Об обуви написано так много, что сказать что- то неизвестное невозможно. Поэтому напомним некоторые интересные, возможно малоизвестные факты из истории обуви.

Если Вы когда-нибудь задумывались о том, какой из предметов Вашего гардероба самый важный, то оказалось бы, что это Ваша обувь. В неудобном пальто, к примеру, можно ходить, и даже достаточно долго. А попробуйте походить долго, в неудобной обуви. Проблема и огромная.

В процессе эволюции обуви, выделились четыре, независимых и разных по конструкции, типа обуви — сабо, сандалии, туфли, ботинки и полуботинки, сапоги и полусапожки.

История возникновения обуви

Точная дата возникновения обуви неизвестна. Историки еще не сошлись в едином мнении на этот счет, но наиболее вероятно, что обувь появилась в Европе, около 30 тысяч лет назад.

К такому мнению пришли ученые, исследовав изменения костей стопы людей, живших в те времена. Уменьшался и изменялся мизинец стопы, менялась форма самой стопы. Возможно, что «обувь» изначально представляла собой кусок дерева или какого-то растения. Скорей всего, первая обувь представляла собой кусок шкуры, намотанной на ногу. Впоследствии в эту шкуру стали подкладывать сухую траву или листья, что утепляло обувь и позволяло меньше чувствовать неровности почвы.

Полагают, что активно носить обувь начали пастухи и путешественники и воины, т. е. приходилось много ходить.

С течением времени обувь видоизменялась, в зависимости от климата и, скажем так, сырьевых запасов региона.

Обувь древнего Египта

Так, например, египтяне делали сандалии из пальмовых листьев. К ноге они крепились кожаными ремешками.

В древнем Египте обувь — сандалии — показывала общественное положение хозяина, и носить обувь позволялось только фараону и его приближенным.

Сандалии стоили очень дорого. Стоимость сандалий фараона была равна годовому бюджету небольшого города.

Интересно, что жена фараона не имела права носить обувь. Она ходила босиком. Во дворце фараона и в храмах обувь носить не разрешалось. Ее необходимо было оставлять за порогом.

Позже обувь перестала быть привилегией знати, ее стало носить и простонародье.

Именно землепашцы древнего Египта придумали каблук. С каблуком было легче ходить по рыхлой земле, т.к. он создавал хороший упор ноге.

Женщины помните, что каблук создал пахарь.

Но обувь все равно оставалась очень дорогой, поэтому основное население ходило босяком. Известны были также сандалии с закрытым носком, без пятки, напоминавшие по виду и назначению современные домашние тапочки, а так же обувь с закрытой пяткой.

Обувь Ассирии

В древней Ассирии кроме сандалий из кожаных ремней с закрытой пяткой, воины носили высокие сапоги, похожие на современные. Женщины украшали свою обувь богатой вышивкой.

Как сказал один великий модельер — «Мода не возвращается, но оглядывается».

Обувь древней Греции

Примерно в то же время стали изготавливать обувь уже двух видов — открытую и закрытую, но не делалось различия в изготовлении правого и левого башмака.

Древние греки совершили настоящую революцию в производстве обуви, когда стали делать заготовки для левой и правой ноги.

Интересно, что в средние века об этом забыли и изготовляли одинаковую обувь, как для правой, так и для левой ноги. Говорят, изобретению правого и левого башмака способствовали гетеры. По их заказу обувь подбивалась гвоздями так, чтобы на песке оставались следы с надписью «Следуй за мной».

В древней Греции носили:

Башмаки, которые закрывали стопу, имели каблук, на ноге удерживались с помощью шнурков, которые модно было завязывать красивым бантом. Богатые люди часто делали очень богатую обувь, фантазии в изготовлении обуви были неисчерпаемы. Иногда даже, в каблук обуви вкладывали флакончики с духами, которые сами по себе стоили очень дорого.

Сапоги, — в основном, это была обувь солдат и путешественников. Сандалии носили все.

Читайте также:  Обувь для горных рек

Кроме вышеперечисленного, в Древней Греции, кроме простых сандалий, умели шить:

  • полуботинки с задником
  • для модниц — пользовавшиеся большим спросом, сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног
  • перосикай — сапоги — чулки из мягкой кожи
  • эндромиды — сапоги без носка
  • актеры на сцене носили котурны — сандалии на высокой подошве.

Обувь древней Иудеи

В древней Иудее делали обувь трех видов сандалии, башмаки и сапоги. Материалом служили: кожа, шерсть, дерево.

Обувь древнего Рима

У римлян существовало несколько видов обуви и по обуви всегда можно было отличить патриция от простолюдина.

Обувью свободных римлян служили сандалии и полусапоги. Это было обязательное дополнение к ноге.

  • calceus — высокие башмаки, закрывающие всю ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком
  • solea — сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющиеся к стопе ремешками. Solea носили только дома. Считалось неприличным ходить по улице в сандалиях. Отправляясь в гости, сандалии брали с собой и надевали в гостях.
  • Socci — плетёные верёвочные тапочки, их носили актёры, игравшие в комедиях.
  • Солдатской обувью были caligae — башмаки без носка, на прочной подошве, подбитой гвоздями.

Император Калигула получил прозвище именно от названия солдатских сапог.

Примеры некоторых видов римской обуви

Женская обувь была в основном белого цвета, мужская обувь — чёрного. Патриции прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи — одним. Именно римляне первыми стали заботиться о своей обуви — они втирали в кожу масло для продления срока службы обуви.

Скифская обувь

В древней Скифии мужчины и женщины носили мягкие сапоги, по виду напоминавшие кожаный чулок. Сапог крепился на ноге при помощи ремней, обхватывавших ступню и щиколотку. Сначала скифы надевали войлочные чулки с войлочной же подошвой, а потом, сверху войлочных чулок-сапоги.

Женщины у скифов носили полусапожки красного цвета, из тонко выделанной кожи, богато орнаментированной, украшенной шерстяной тесьмой и кожаными аппликациями. Голенища сапог сшивались из квадратиков меха и кожи. Даже подошвы украшались красивыми узорами их бисера, сухожильных нитей, лоскутков кожи. Историки предполагают, что украшения подошв, имело смысл только если существовал обычай сидеть, скрестив ноги калачиком. Так принято сидеть у степных народов Азии.

Такая обувь выглядела настолько своеобразно и красиво, что получила собственное имя — скифской.

На пути к ремонту обуви

Страны, с более холодным климатом изготовляли, в основном, закрытую обувь – прародители современных туфель.

Старинные туфли представляли собой цельный кусок кожи, который мог сгибаться в носке и пятке. Передняя часть заготовки и ее верхний край стягивался кожаным ремешком. Внешне это походило на мешочек-кошелек. Также туфель мог быть комбинированным — т. е. кусок кожи с пришитыми ремешками.

Конечно, это была крайне неудобная, грубая обувь, с большим количеством складок, которые причиняли владельцу обуви массу страданий и неудобств. Носить такую обувь приходилось довольно долго, прежде чем она принимала форму ноги и становилась более или мене удобной. Но парадокс заключался в том, что к тому времени, когда обувь становилась удобной для ношения — она снашивалась до дыр.

Следующий шаг на пути эволюции обуви — изменение кроя заготовки.

Уменьшилось число складок, а главное изменилась форма заготовки — заготовка стала прямоугольной и в нее как бы упаковывали стопу. До этого заготовку вырезали по форме стопы с припуском. Позже сделали шов в пяточной части, а потом и в передней части заготовки. Обувь стала намного удобней.

Еще позже поняли, что сначала изнашивается низ обуви, тогда как верх остается целым. Так, постепенно пришли к возможности ремонта обуви и появлению у сапожников узкой специализации — ремонтника обуви.

Изначально, такие ремонтники обуви просто зашивали дырки на подошве, потом начали ставить кожаные заплаты на подошву, и только потом стали делать отдельно подошву по контуру следа ноги.

Так появился прообраз современной подошвы, хотя многие считают создателями подошвы скифов.

Источник

Греческая обувь

На сегодняшний день мы располагаем массой информации об обуви древних греков, и можем обратиться к письменным и изобразительным источникам. Обувь изображена на древнегреческой керамике и множестве статуй, благодаря чему мы можем оценить технические знания и навыки древних ремесленников, необходимые для создания обуви. Предполагается, что основным материалом для изготовления обуви служила кожа, несмотря на то, что археологами не были найдены кожаные образцы греческой обуви, в отличие от римской.

Греческая обувь сильно менялась со временем, и её необходимо рассматривать в зависимости от периодов. В период архаики обувь была разнообразна как по форме, так и по конструкции. В 6-ом веке до нашей эры колонизаторы привезли из Малой Азии мягкие суконные туфли с загнутыми концами – плояриа. В этот же период появилась закрытая обувь из мягкой кожи, затянутая в щиколотке ремнём на персидский манер. Называлась она персикаи. Аналогом этой обуви является обувь древних этрусков.

Читайте также:  Образ с туфлями без каблука

Персикаи (а), обувь этрусков (б)

Наиболее распространённой обувью у древних греков были сандалии. Найдено много римских вариаций этого типа обуви, вероятно, у греков были похожие образцы в обиходе. Греческие сандалии не препятствовали естественным движениям стопы, имели эластичные подошвы, и кроились специально для правой и левой ноги. Удобство сандалий создавалось особым взаимным расположением ремней, один из которых обязательно проходил между большим и указательным пальцами и прижимался к ноге, выходя к внутренней части подошвы. Боковые ремни перекрещивались, укрепляя голеностопный сустав. Начиная с 5-го века до нашей эры на сандалиях стали делать петли, число которых доходило до девяти. Через петли проходил главный ремень, опоясывавший голень.

Некоторые разновидности сандалий из кожи были дороги, поэтому жители с небольшим достатком носили или более простые модели, или сандалии с деревянной подошвой. Подошва сандалий богачей изготавливалась из нескольких слоёв бычьей кожи, а верх ремешков был окрашен в разные цвета и скорее всего вырезался из козьей кожи. Из книг античных авторов известно, что богатые граждане Афин Алкивиад и Ификрат были законодателями моды на сандалии.

Разновидности древнегреческих сандалий

Обувь классического периода отличается высоким мастерством изготовления. Вместо петель в коже стали делать просечки разного диаметра и формы, через которые протягивали кожаные ремни. Появились сандалии на подошве, контур которой соответствовал контуру пальцев. Обувь с такой подошвой позже римлянами названа лингила. До 5-го века до н. э. греки часто пользовались достигавшей коленей обувью, носившей название эмбады.

Древнегреческие эмбады

В период эллинизма в основном при верховой езде и во время военных походов греки носили высокую кожаную обувь эндромис. В такой обуви сохранившиеся скульптуры изображают мифологических героев Диониса, Геракла, Персея.

Древнегреческие эндромис

Во второй половине 5-го века до нашей эры в Греции появилась доходящая до середины лодыжки шнурованная обувь с открытым носком, стянутая кожаными шнурками. Это так называемые котурны, которые греки носили только на сцене. Позднее появились котурны на высокой подошве. В конце 5-го века до нашей эры в Греции вошёл в моду мягкий полуботинок с поднятым кверху носком, родиной которого была Малая Азия. Самой распространённой обувью для простых греческих молодых людей были карбатины и ботинки.

Древнегреческие котурны (а), карбатины (б), легкие ботинки (в)

Сандалии в период эллинизма украшали различной металлической фурнитурой. Мужские сандалии с кожаным задником и открытыми пальцами назывались крепиды. Они несколько напоминали ассирийские. В крепиды под ремни богатые люди подкладывали кусок кожи — своеобразный язык. Обувь для торжественных случаев изготавливали из цветной кожи, украшали орнаментом, вышивкой, инкрустацией, жемчугом. Высоко ценилась обувь на толстой подошве.

Наиболее распространённым цветом обуви был чёрный, в меньшей мере красный, жёлтый и белый цвета. Чистили обувь при помощи губки. Известно, что обувь с подошвой из войлока и из коры пробкового дерева носили исключительно гетеры. Во время еды обувь снимали.

О цене обуви в древности можно приблизительно судить по фразе Аристофана: «Восемь драхм за пару сандалий это очень большие деньги!».

Во время раскопок на афинской Агоре было найдено жилище 5-го века до н. э., в котором обнаружили множество гвоздей с широкими шляпками и костяных втулок для ремешков-шнурков. Найденный на улице возле жилища килик с надписью «Σίμωνος» (Симона) позволяет предположить, что жилище было мастерской Симона, у которого, как повествует Ксенофонт, бывал Сократ. Когда Сократ беседовал с кем-нибудь, Симон записывал по памяти эти диалоги.

На амфоре 6-го века до нашей эры видно, как покупатель наступает на кусок кожи на столе в мастерской, чтобы ему очертили ногу и вырезали подошву по размеру. На килике той же эпохи изображен мастер, который держит в руках нож в форме полумесяца, а на стене мастерской висят ещё один нож и распорки для обуви.

Схожие темы

Литература

— Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи, Москва Легпромбытиздат 1987 г.

Источник