Меню

Мода древней греции обувь



Мода древней греции обувь

§ 2. Древнегреческая обувь (XI-I вв. до н. э.)

В развитии собственно древнегреческого искусства (XI-I вв. до н. э.) выделяют четыре периода: гомеровский (XI-VIII вв. до н. э.), архаики (VII-VI вв. до н. э.), классики (V-IV вв. до н. э.), эллинизма (IV-I вв. до н. э.).


Рис. 22. Соотношение частей в древнегреческой одежде и обуви

В период расцвета Греции ее колонии простирались далеко за пределы Балканского полуострова и находились в Малой Азии, на севере Африки, на территории Италии и Южной Франции.

Наибольшего расцвета греческое искусство достигло в период классики, в период расцвета рабовладельческой демократии. Хотя творчество греков во многом основано на наивных мифологических представлениях, оно не противостоит реальной жизни, проникнуто ощущением соразмерности мира и человека.

В Греции сложилось своеобразное понятие о человеческой красоте. В античной эстетике мы встречаем мысль о том, что мера является основой прекрасного, а отсутствие меры — это безобразие. Платон говорил, что все благое прекрасно, а прекрасное не лишено меры, что отсутствие меры, или чрезмерность, отсутствие сдержанности и строгости делают удовольствие кратковременным и быстротечным. Демокрит связывал меру с прекрасным: «Прекрасна надлежащая мера во всем. Излишек и недостаток мне не нравятся».

Творчество греков проникнуто ощущением соразмерности мира и человека, воплощает красоту и гармоничность нормально развитого человеческого тела. Даже пропорции древнегреческих храмов подобны пропорциям человеческой фигуры.

Все части одежды древних греков были подчинены общей схеме. Выразительность костюма заключалась в ритмической согласованности целого и частей. Большие плоскости разбивались живописными скрещивающимися пучками драпировок (за счет драпировки достигалось облегание тела). Несмотря на то что костюм состоял из прямых полотнищ, он выглядел динамичным и легким. Общие силуэтные линии были очень пластичны; их характер заимствовался из пластики человеческого тела, что создало условия для долголетней жизни греческого костюма.

Древнегреческая одежда не стесняла движений, она обрисовывала опорные конструктивные пояса (живот, плечи, талию, бедра), освобождала наиболее подвижные части тела (руки, шею), открывала голову, подчеркивая ее гордую и величественную посадку. Членения проходили около талии; соотношения частей были приблизительно 1 /3 к 2 /3 (рис. 22).

То же наблюдаем и в древнегреческой обуви — носочная часть открыта, давая возможность пальцам свободно двигаться, что способствовало укреплению голеностопного сустава. Членения в обуви те же, что и в одежде: расположению складок в одежде соответствовало расположение ремней в обуви.

В период архаики мы встречаемся с разнообразными образцами обуви как по форме, так и по конструкции. В VI в. до н. э. колонизаторы привезли из Малой Азии мягкие суконные туфли с загнутыми концами — плояриа. В этот же период появилась закрытая обувь из мягкой кожи, затянутая в щиколотке ремнем на персидский манер. Называлась она персикаи (рис. 23, а). Аналогом этой обуви является обувь древних этрусков (рис. 23, б).


Рис. 23. Персикаи (а), обувь этрусков (б)

Но основной обувью древних греков были сандалии. Греческие сандалии не препятствовали естественным движениям стопы, имели эластичные подошвы, кроившиеся специально для правой и левой ноги. Удобство сандалий заключалось в особом взаимном расположении ремней, один из которых обязательно проходил между большим и средним пальцами и прижимался к ноге, выходя к внутренней части подошвы. Боковые ремни перекрещивались, укрепляя голеностопный сустав. Начиная с V в. на сандалиях стали делать петли, число которых доходило до девяти; через петли проходил главный ремень и опоясывал голень (рис. 24).


Рис. 24. Древнегреческие сандалии

Обувь периода классики отмечена высокой техникой изготовления. Вместо петель в коже стали делать просечки разного диаметра и формы, через которые протягивали кожаные ремни. Появились сандалии на подошве, контур которой соответствовал контуру пальцев; обувь с такой подошвой позже римлянами названа лингила.

До V в. до н. э. греки пользовались достигавшей коленей обувью, носившей название эмбады (рис. 25).


Рис. 25. Древнегреческие эмбады

В период эллинизма в основном при верховой езде и во время военных походов носили высокую кожаную обувь эндромис (рис. 26). В такой обуви изображены в скульптурах мифологические герои Дионис, Геракл, Персей.


Рис. 26. Древнегреческие эндромис

Во второй половине V в. до н. э. в Греции появилась доходящая до середины лодыжки шнурованная обувь с открытой носочной частью, стянутой кожаными шнурками. Это так называемые котурны, которые греки носили только на сцене. Позднее появились котурны на высокой подошве (рис. 27, а).


Рис. 27. Древнегреческие котурны (а), карбатины (б), легкие ботинки (в)

В конце V в. до и. э. в Греции появился мягкий полуботинок с поднятым кверху носком, родиной которого была Малая Азия. Самой простой обувью для греческих молодых людей были карбатины и ботинки (рис. 27, б, в). Сандалии в период эллинизма украшали металлом, различной фурнитурой. Мужские сандалии с кожаным задником и открытыми пальцами назывались крепиды (рис. 28). Они несколько напоминали ассирийские. В крепиды под ремни богатые люди подкладывали кусок кожи — своеобразный язык. Обувь для торжественных случаев изготавливали из цветной кожи, украшали орнаментом, вышивкой, инкрустацией, жемчугом. Высоко ценилась обувь на толстой подошве.


Рис. 28. Древнегреческие крепиды

Источник

История костюма Древней Греции

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.
Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии — городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.
Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

Читайте также:  Балетки белые с цветами свадебные

Мужской костюм Древней Греции

В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.
Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» — плащ из прямоугольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.
В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность — в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов. Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» — специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.
У хитона могли быть короткие рукава — такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.
Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.

Женский костюм Древней Греции

Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части — лиф и юбку — сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф — «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.
Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот — «диплоидий», украшали каймой, драпировали. Диплоидий можно было накинуть на голову. Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.
Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.
В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани. Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий. От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок — «колос».
Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.
Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.
В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.
В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.
Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.
Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.

Источник

Греческая обувь

На сегодняшний день мы располагаем массой информации об обуви древних греков, и можем обратиться к письменным и изобразительным источникам. Обувь изображена на древнегреческой керамике и множестве статуй, благодаря чему мы можем оценить технические знания и навыки древних ремесленников, необходимые для создания обуви. Предполагается, что основным материалом для изготовления обуви служила кожа, несмотря на то, что археологами не были найдены кожаные образцы греческой обуви, в отличие от римской.

Греческая обувь сильно менялась со временем, и её необходимо рассматривать в зависимости от периодов. В период архаики обувь была разнообразна как по форме, так и по конструкции. В 6-ом веке до нашей эры колонизаторы привезли из Малой Азии мягкие суконные туфли с загнутыми концами – плояриа. В этот же период появилась закрытая обувь из мягкой кожи, затянутая в щиколотке ремнём на персидский манер. Называлась она персикаи. Аналогом этой обуви является обувь древних этрусков.

Читайте также:  Сапоги русские народные для костюма

Персикаи (а), обувь этрусков (б)

Наиболее распространённой обувью у древних греков были сандалии. Найдено много римских вариаций этого типа обуви, вероятно, у греков были похожие образцы в обиходе. Греческие сандалии не препятствовали естественным движениям стопы, имели эластичные подошвы, и кроились специально для правой и левой ноги. Удобство сандалий создавалось особым взаимным расположением ремней, один из которых обязательно проходил между большим и указательным пальцами и прижимался к ноге, выходя к внутренней части подошвы. Боковые ремни перекрещивались, укрепляя голеностопный сустав. Начиная с 5-го века до нашей эры на сандалиях стали делать петли, число которых доходило до девяти. Через петли проходил главный ремень, опоясывавший голень.

Некоторые разновидности сандалий из кожи были дороги, поэтому жители с небольшим достатком носили или более простые модели, или сандалии с деревянной подошвой. Подошва сандалий богачей изготавливалась из нескольких слоёв бычьей кожи, а верх ремешков был окрашен в разные цвета и скорее всего вырезался из козьей кожи. Из книг античных авторов известно, что богатые граждане Афин Алкивиад и Ификрат были законодателями моды на сандалии.

Разновидности древнегреческих сандалий

Обувь классического периода отличается высоким мастерством изготовления. Вместо петель в коже стали делать просечки разного диаметра и формы, через которые протягивали кожаные ремни. Появились сандалии на подошве, контур которой соответствовал контуру пальцев. Обувь с такой подошвой позже римлянами названа лингила. До 5-го века до н. э. греки часто пользовались достигавшей коленей обувью, носившей название эмбады.

Древнегреческие эмбады

В период эллинизма в основном при верховой езде и во время военных походов греки носили высокую кожаную обувь эндромис. В такой обуви сохранившиеся скульптуры изображают мифологических героев Диониса, Геракла, Персея.

Древнегреческие эндромис

Во второй половине 5-го века до нашей эры в Греции появилась доходящая до середины лодыжки шнурованная обувь с открытым носком, стянутая кожаными шнурками. Это так называемые котурны, которые греки носили только на сцене. Позднее появились котурны на высокой подошве. В конце 5-го века до нашей эры в Греции вошёл в моду мягкий полуботинок с поднятым кверху носком, родиной которого была Малая Азия. Самой распространённой обувью для простых греческих молодых людей были карбатины и ботинки.

Древнегреческие котурны (а), карбатины (б), легкие ботинки (в)

Сандалии в период эллинизма украшали различной металлической фурнитурой. Мужские сандалии с кожаным задником и открытыми пальцами назывались крепиды. Они несколько напоминали ассирийские. В крепиды под ремни богатые люди подкладывали кусок кожи — своеобразный язык. Обувь для торжественных случаев изготавливали из цветной кожи, украшали орнаментом, вышивкой, инкрустацией, жемчугом. Высоко ценилась обувь на толстой подошве.

Наиболее распространённым цветом обуви был чёрный, в меньшей мере красный, жёлтый и белый цвета. Чистили обувь при помощи губки. Известно, что обувь с подошвой из войлока и из коры пробкового дерева носили исключительно гетеры. Во время еды обувь снимали.

О цене обуви в древности можно приблизительно судить по фразе Аристофана: «Восемь драхм за пару сандалий это очень большие деньги!».

Во время раскопок на афинской Агоре было найдено жилище 5-го века до н. э., в котором обнаружили множество гвоздей с широкими шляпками и костяных втулок для ремешков-шнурков. Найденный на улице возле жилища килик с надписью «Σίμωνος» (Симона) позволяет предположить, что жилище было мастерской Симона, у которого, как повествует Ксенофонт, бывал Сократ. Когда Сократ беседовал с кем-нибудь, Симон записывал по памяти эти диалоги.

На амфоре 6-го века до нашей эры видно, как покупатель наступает на кусок кожи на столе в мастерской, чтобы ему очертили ногу и вырезали подошву по размеру. На килике той же эпохи изображен мастер, который держит в руках нож в форме полумесяца, а на стене мастерской висят ещё один нож и распорки для обуви.

Схожие темы

Литература

— Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи, Москва Легпромбытиздат 1987 г.

Источник

Мода в Древней Греции и история костюма

«Тончайший ионический хитон Наннион прикрывала синим, вышитым золотом химатионом (гиматием) с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, доставленной из Индии или Персии, тканью хитона, собранного в мягкие складки и защипленного на плечах пятью серебряными булавками »
«Таис Афинская» И. Ефремов

Древняя Греция, наверное, у многих ассоциируется с мрамором. Белые мраморные скульптуры античных богов – Афродиты и Аполлона, Зевса и Нептуна, застывшие в мраморе олимпийцы – Дискобол, а также мраморные колонны разрушенных греческих храмов, к примеру, руины Афинского акрополя.

Артемида из Габий
Одета в хитон с драпировкой

Но белым был не только мрамор, белыми были и одежды древних греков. При этом в своих одеждах греки во многом стремились быть похожими на мраморные статуи – считалось, что ни одна складка не должна помяться при ходьбе. Ходить нужно было медленно и плавно, сохраняя царственную осанку. И такую походку греки вполне могли себе позволить.

В Древней Греции были рабы, которые вполне справлялись с повседневной рутиной, что же касается граждан – жителей городов-государств Древней Греции, то они предпочитали проводить время в театрах, на пирах в спорах о литературе и философии или же созерцая и наслаждаясь выступлениями ораторов на центральных площадях городов.

Читайте также:  Туфли соскальзывают с пяток

Ткани для одежды древних греков должны были быть мягкими и эластичными, ведь главная особенность древнегреческого костюма — это драпировки. Греки знали шерсть, и очень часто одежда делалась из тонкой шерсти и льна.

На острове Кос и в Лидии возможно производился шелк. Хлопок греки увидели только во времена завоевательных походов Александра Македонского – хлопчатобумажная ткань была привезена из Индии.

Хитон – мужская и женская нижняя одежда, кусок льняной или шерстяной ткани, согнутый пополам, с прорезью на сгибе для руки, и сшитый на противоположной стороне, с прорезью для другой руки. На плечах застегивался фибулой, на талии стягивался поясом.

Греки ценили ремесло ткачей. В мифологии Древней Греции богини судьбы Мойры ткут нить человеческой судьбы. Богиня Афина состязалась в ткачестве с Арахной – лучшей ткачихой Греции, и победила ее, выткав однотонную ткань вместо ткани с узорами. К слову, узоры греки не любили, как и пестрые ткани.

Одежды жителей Древней Греции были однотонными – они могли быть синего, зеленого, желтого, красного цветов. Но самым лучшим и любимым оставался белый цвет. И лишь только по низу ткани мог идти небольшой геометрический или же растительный орнамент.

Рельеф работы древнегреческого скульптора Фидия «Водоносы»
Одеты в плащи гиматий

Сама одежда также была проста – и мужчины и женщины носили хитоны, а поверх них плащи – гиматии.

Гиматий (гиматион) – древнегреческая мужская и женская одежда,
плащ, представляющий собой кусок прямоугольной ткани,
драпировался прямо на фигуре человека,
застегивался фибулой.

Хитон, как мужской, так и женский, делался из цельного длинного куска прямоугольной ткани — шерстяной или льняной. Ткань сгибалась пополам и подпоясывалась, а на плече скалывалась застежкой-фибулой. Хитон обязательно драпировался. Мужчины носили более короткие хитоны, женский хитон чаще всего был длиной в пол. Низ хитона обязательно подшивался. Считалось, что хитон с не подшитым низом носят только рабы и свободные люди во время траура.

Рельеф «Ника (богиня победы) подвязывающая сандалию»

Женщины помимо хитона еще могли носить пеплос – прямоугольный кусок ткани, который складывался по длине на половину, при этом сверху ткань отгибалась приблизительно на 50 см и, таким образом, получался своеобразный капюшон (данный отворот назывался диплоидий), на плечах пеплос скалывался застежками-фибулами. Особенностью пеплоса было наличие орнамента, его украшали каймой, а также данная одежда не сшивалась и во время ходьбы распахивалась с правой стороны.

Верхней одеждой и мужчин и женщин в Древней Греции был плащ гиматий.

Для того чтобы почувствовать себя древним греком, вам нужно будет взять прямоугольный кусок ткани (1,7 на 4 метра) и попытаться обернуться в него. К слову, грекам надевать плащ помогали рабы, они же затем и укладывали саму ткань гиматия в идеальные складки.

Оборачивались в плащ по разному- гиматий можно было обернуть вокруг бедер, перекидывая один из го концов через руку, накинуть плащ на плечи или же полностью завернуться в него.

Мужчины чаще всего драпировались в гиматий таким образом: один конец ткани собирался в складки и спускался с левого плеча на грудь, остальная ткань находилась на спине и пропускалась под правую руку, затем укладывалась складками и перебрасывалась через левое плечо на спину.

Фрагмент древнегреческого рельефа

Был у греков и более удобный вариант плаща – плащ-хламида, который носили путешественники, а путешествовать древние греки любили. Вспомните хотя бы Геродота, автора первой книги, посвященной истории различных стран и народов, хотя ее вполне можно считать и первым путеводителем для античных туристов.

Плащ-хламида накидывался на плечи, был коротким и украшался орнаментом. Помимо хламиды туристы Античности также носили шляпу-петас- шляпу с широкими полями и завязками под подбородком и эндромиды – высокая шнурованная обувь с открытыми пальцами ног. Такую обувь также носили охотники, богиня Артемида и участники Олимпийских игр, состязающиеся в беге. Обувь хорошо крепилась к ноге и поэтому была удобна.

Хламида – прямоугольный плащ из мягкой шерстяной ткани,
одежда воинов и путешественников, покрывающая левую часть тела, скрепленная фибулой на правом плече,
длиной немного высшее колена.

Помимо эндромид греки также могли носить крепиды – обувь на толстой подошве, крепящаяся к ноге при помощи кожаных шнурков. Или же котурны — обувь актеров древнегреческих театров, особенностью которой была очень высокая толстая пробковая подошва, что-то вроде прообраза современной обуви на платформе.

Краснофигурная вазопись
Фигуры одеты в плащи гиматий

Женщины же чаще всего носили обувь из мягкой цветной кожи без каблука. Также женщины в Древней Греции при выходе из дома обязательно должны были покрывать головы – чаще всего на голову накидывали край плаща.

Краснофигурный килик с изображением симпосия Древняя Греция. 490–480 до н. э.
Девушка одета в хитон

Украшения в Древней Греции, в отличие от Древнего Египта, носили только женщины. Единственное украшения, которое могли носить мужчины – это перстни. Также именно гречанки первыми стали активно использовать косметику для украшения, а не в связи с религиозными убеждениями, как это было в Древнем Египте. Да и само слово косметика греческого происхождения. И слово косметика, и слово космос древнегреческие и имеют общее значение – порядок.

Гречанки румянили щеки и красили губы, использовали ароматические масла, однако при этом самым главным правилом макияжа оставалось правило золотой середины. Древние греки считали, что во всем, в том числе и в украшениях, и макияже, нужно придерживаться правила золотой середины и стараться лишь дополнять естественную природную красоту.

Источник