Меню

Ля спортива горнолыжные ботинки



Тесты и сравнение горнолыжных ботинок La Sportiva Synchro и Atomic Hawx Ultra XTD 120

В нашем предыдущем обзоре были подробно рассмотрены La Sportiva Spectre — по результатам тестов Blister и нашего штатного тестера, т.е. автора этих строк. Особенности посадки «Спектра» были также зафиксированы в обзоре, что важно для понимания при выборе ботинок без примерки (такое тоже случается). Теперь расскажем о фритурных ботинках La Sportiva Synchro и Atomic Hawx Ultra XTD 120.

La Sportiva Synchro и Atomic Hawx Ultra XTD 120

Первые впечатления

Материал калош в обеих моделях — гриламид. По информации производителей (сам пока не пробовал), хорошо формуемый. Колодка у «Синхро» рассчитана на широкие стопы — 102 мм, такая же как была и у «Спектра 2.0», а вот у «Атомиков» она явно уже.

Штатный внутренник «Спортивы» — оверлэповый Intuition (полностью формуемый). У XTD внутренник языковый, формуемый от тепла ноги memory fit, плюшевый изнутри — приятный во всех отношениях, плотно охватывает узкие и среднеширокие стопы. А вот в Synchro, как и в Spectre, вынужден был вставить любимые валенки из Freezone, но и им не удалось «кашировать» излишний (для моей стопы) объём калоши. Пришлось делать специальные утолщающие наклейки на внутренники, что как всегда отлично чувствовалось в голени.

Внутренний ботинок La Sportiva Synchro — термоформуемый EZ Wrap Liners.

Тем не менее именно La Sportiva Synchro стали моими любимыми скитурными ботинками, хотя в начале сезона предполагал, что победителем в этой паре станут Atomic ведь, мои стопы сидели в них безукоризненно. Почему же я изменил своё мнение? Два основных фактора: флекс и снимание-надевание.

Флекс

В «Синхро» заявлено 125, как и в «Спектре» 2.0. Но если в отношении последних с этим и можно согласиться (флекс может даже меньше), то Synchro имеют жёсткость явно большую, чем 130. Некоторые сравнивают её с жёсткостью Dalbello Krypton Pro.

Понятно, что на таких величинах понятие «прогрессивный флекс», значимое для ботинок типа «кабрио» (с пластиковым языком), несколько утрачивает своё значение. Вышесказанное относится к катанию в идеальных условиях, будь то целина или вельвет. Голенище (из пебакса) почти не гнётся вперёд, весь ход происходит практически за счёт сминания толстого оверлэпового валенка. Пластик начинает работать только на мощном скоростном катании или в разбитом. И в таких ситуациях «Атомик» казались мне мягкими, не дотягивающим до «истинного» 120-го флекса.

Кроме того, в «Спортиве» можно выбирать из трёх углов наклона голенища: 10°, 14° и 18°. Моим оказался самый вертикально стоящий. В Atomic такого выбора нет. Точнее, есть, но нужно проявить смекалку в поиске, и второе положение к тому же ещё более наклонённое. А стандартный наклон казался мне и так непривычно большим — быстро забивались четырёхглавые в тяжёлых условиях. Да и излишний наклон добавляет мягкости даже жёсткому ботинку — более наклонённое голенище физически «прогнуть» легче, чем стоящее вертикально.

Надевание и снимание ботинка

Оставаясь в теме скорлупы, переходим плавно ко второму фактору, имевшему для меня важное значение при выборе «Ля Спортивы» в качестве основного ботинка — надевание и снимание.

La Sportiva Spectre — скорлупа Grilamid.

La Sportiva имеет уже упоминавшуюся конструкцию «кабрио» с откидным языком, обеспечивающую лёгкий вход-выход стопы даже на холоде. У Atomic же классическая 4-клипсовая конструкция, и моему высокому подъёму было довольно болезненно при снимании-надевании даже при комнатной температуре. В самом ботинке подъём не испытывал точечного давления при затягивании второй клипсы. Если язык «Спектра» имел на сгибе резиновую гармошку, улучшавшую режим ходьбы, то в «Синхро» язык состоит из двух частей: основного языка и накладки в области подъёма, добавляющей жёсткости в положении «катание», когда клипсы застёгнуты. На первый взгляд, простая, но очень продуманная и эффективная конструкция. У Atomic поверхность языка (внутренника) к надкостнице — мягкая и комфортная, как и остальные части валенка.

Особенности конструкции

Клипсы

Особо отметим несколько изменённую конструкцию клипс «Пегасус 2» (Pegasus Buckle PlusTM) в Synchro. Принцип микрорегулировки (очень удобный) остался таким же, как в «Спектре», — тросики с гаечным натяжителем, как в велосипедных тормозах. Немного изменился якорный способ фиксации, но принципиальным это изменение не нахожу: по-прежнему легко запомнить своё усилие затяжки каждой клипсы, которое не надо заново искать при застёгивании-расстёгивании. Клипсы у Atomic облегчённые, классические, с винтовой микрорегулировкой и рамками-петлями из пружинной стали. Клавиши на калоше ступенчато поднимающиеся — своего рода memory-effect при расстёгивании в режиме ходьбы.

Atomic Hawx Ultra XTD 120.

Механизм смены режимов

А вот механизм смены режимов мне больше нравится в «Атомике»: мощный и надёжный. Более сложные конструкции, как в «Синхро», имеют шанс при неблагоприятном стечении обстоятельств не сработать должным образом.

Подошва

Подошвы в La Sportiva — «вибрамовские», с большим рокером, большим, чем у Atomic, что, возможно, даёт преимущество при ходьбе. Зато у Atomic под плюсной и в пяточной части в резиновой подошве имеются вставки из пластика, уменьшающие трение при срабатывании креплений. Подошвы в обеих моделях не сменные.

Подошва La Sportiva Synchro — Vibram.

Интересные нюансы

Интересно: в одном размере — 26,5 — подошва La Sportiva короче на 6 мм, соответственно меньше «мёртвая зона» на лыже. Из других приятных фишечек отмечу наличие заднего ассиметричного спойлера на голенище — можно менять по высоте или вообще снять (лыжники, зацикленные на весе, снимают не только его, но и нижнюю клипсу и стрэп).

Читайте также:  Сапоги с железной пяткой

На заднем ранте «Спортивы» имеются боковые металлические усиления для использования ботинок в паре с креплениями «Траб», таким образом Synchro — единственная модель скитурных ботинок, совместимых со всеми видами пиновых креплений.

Резюме

Обе модели принадлежат к классу 4-клипсовых ботинок для скитура. Т.е. для смены режима лыжнику приходится делать максимально возможное число телодвижений: расстегнуть клипсы и стрэп, задействовать механизм переключения катание-ходьба.

Каждый бренд, создавая лёгкую модель, пошёл традиционным для себя путём. La Sportiva использует привычную для ботинок такого класса конструкцию «кабрио», Atomic же решил адаптировать свою самую продаваемую серию Hawx. Вопрос веса технически решался несложно — за счёт применения гриламида, а также утоньшения или, наоборот, утолщения стенок в критических местах. А вот достичь достойного диапазона хода голенища в классической для обычных горнолыжных ботинок оверлэповой конструкции было делом непростым. Со стандартными внутренниками Synchro где-то на 200 г легче «Атомиков», но с моим оверлэповым валенком вес и ход голенища обеих моделей практически уравнялся. Может, кто-то пойдёт тем же путём.

Обе модели можно использовать как один-ботинок-на-весь-день: и на трассе (мы не имеем в виду при этом использование с чисто трассовыми универсалами), и вне трассы в пределах курорта, и даже вне трассы с часовыми переходами. Выбор модели за вас сделают ваша стопа и предпочтения в плане жёсткости.

Святослав Рычков, в прошлом горнолыжный инструктор, опыт катания с 1980 года

Источник

Обзор ботинок для скитура La Sportiva Spectre 2.0

В обзор новых ботинок для скитура La Sportiva Spectre 2.0 включена часть, написанная по результатам моих личных тестов предыдущей версии La Sportiva Spectre 1, и компиляции из обзоров на портале www.blistergearreview.com. Это поможет интересующимся разобраться в нюансах при выборе определённой модели. В АльпИндустрии модель 2.0 ожидается в октябре 2018.

Святослав Рычков

Опыт катания с 1980 года. Работал лыжным гидом и инструктором.

Тесты La Sportiva Spectre 1

Ну что ж, начнём с меня. Лыжник, опыт катания с 1980 года, с начала этого века — каждый сезон по 100 и более дней, но в последние года три вернулся к обычным 30 катальным дням по причинам со мной не связанным.

Об уровне катания могу сказать следующее: съехать и подняться могу везде, где не требуется использование альпинистского снаряжения, ну и некоторое наличие снега тоже необходимо. Не гонюсь за суперлёгким оборудованием: быстрые и высокие восхождения не моя стезя, предпочтительнее интересные спуски на разнообразном рельефе, будь то целинные поля на ледниках, крутые кулуары или treeskiing (катание в лесу). Особую ценность для меня представляют спуски «первым следом». Большую часть времени катаюсь в одиночку (что в таких условиях неправильно и никому не советую, но это мой личный выбор), поэтому большое внимание уделяю надёжному, хорошо подогнанному снаряжению. Любимое состояние снега: свежевыпавший, от плотного до суперлёгкого «манна небесная».

Условия тестов

Неделя катания в Гудаури.

Снег. Корка (пробиваемая или даже нет), слегка припорошенные жёсткие заструги, плотная неглубокая целина, почти фирновое катание на южных склонах, целина средней вязкости (оптимальной) по колено на северных экспозициях, жидкий бетон на выкатах во второй половине дня. Ну и конечно же, трассовое катание, которому придаю немаловажное значение — люблю фанкарвинг.

Лыжи. Salomon QST 106, к сожалению, в слишком короткой для меня ростовке 176 см.

Крепления. Salomon Guardian — надёжные, но довольно тяжёлые, что не было оптимальным в сочетании с лёгкими лыжами и ботинками. На пару спусков для сравнительных тестов брал Volkl Katana V-Werks 177 и Black Crows Corvus Freebird 183 с установленными на них Marker Kingpin.

О ботинках La Sportiva Spectre 1

Теперь о самих ботинках. На каждого, кто увидел пару лет назад первую скитурную модель от La Sportiva, она произвела впечатление в первую очередь своим необычным дизайном. С тех пор и другие производители выпустили не менее футуристические по внешнему виду ботинки, но Spectre по-прежнему не теряет актуальности.

Свои я купил вслепую по интернету, без примерки, случайно, уж больно цена была сладкая и, что немаловажно, цвет — жёлто-голубой. Размер больше обычно мною используемого, но визуально колодка походила на Scott Cosmos, которые хорошо сидели на моей стопе (средней по ширине и в пятке, с высоким подъёмом и небольшой вальгусной деформацией суставов). Поэтому излишняя длина в 1 см не так критична в сочетании с плотной посадкой по ширине — это то, что касается катания. Теоретически длина могла бы сыграть в минус на подъёмах, но у меня они были не более часа, поэтому ничего отрицательного не заметил.

Узкие щиколотки с нормальными по высоте и не объёмными икроножными хорошо сидели в голенище ботинка. Чего не могу сказать о Scott Cosmos, которые мне явно передавливали икроножные верхней клипсой, даже слабо застёгнутой. Выбор ботинка для меня делает голень (очень чувствительная надкостница), а не стопа, как у большинства, поэтому решил не заморачиваться с термоформовкой оригинальных внутренников — ушли бы точки давления в стопе, но жёсткий (для меня!) язык, скорее всего, набил бы синяки в первые два дня, и дальнейшее катание превратилось бы в ад. Поэтому использовал комфортные внутренники из любимых Raichle Freezone, благо, что они подошли по высоте и объёму в скорлупу La Sportiva.

Читайте также:  Мужские кроссовки фирмы fila

Сразу же дал бы совет обладателем опущенных или мощных икроножных: довольно трудно найти низкие и одновременно жёсткие ботинки, можно использовать и обычные по высоте модели, но с высокими (и лучше «толстыми») внутрениками, которые кашируют давление по верхнему краю голенища. Валенки Freezone безъязычковые, типа overlap, поэтому в режиме ходьбы хуже гнутся в щиколотке в отличие от оригинальных La Sportiva, имеющих в этой области специальную эластичную вставку. Но на коротких подъёмах это не играло особой роли, повторюсь: комфорт на спуске был важнее.

В течение недельного катания всё-таки выявилась одна точка давления: симметрично на каждой стопе в области подъёма с внутренней стороны, возможно, это связано с меньшим объёмом скорлупы в этом месте у Spectre 1 (как у меня), чем в Spectre 2. Как я читал, подобные проблемы возникали и у других лыжников с высоким подъёмом стопы, катавших в первом «Спектре».

Теперь о позитивном. Простая в надевании и снимании языковая конструкция скорлупы, чего не скажешь о некоторых новых моделях Salomon и Scarpa.

Оригинальная конструкция клипс Pegasus требует некоторого привыкания, но в дальнейшем работает безукоризненно: найдя «своё» усилие затяжки каждой клипсы, легко воспроизводить его в последующем. Возможность расстёгивать клипсы, особенно верхних двух (на голенище), но не до конца (с фиксацией), что важно при подъёме — добавляет хода голени. Сами клипсы небольшие, плотно прилегающие к ботинку, что уменьшает возможность зацепиться ими за что-нибудь при ходьбе.

Самые лёгкие ботинки в классе четырёхклипсовых для freetouring. Простое переключение режимов «катание-ходьба», множество регулировок (наклон, кантинг, два положения языка в продольной оси).

Для меня по-настоящему важной была возможность найти свой угол наклона: в этой модели он оказался крайним возможным. Обычно (в других моделях, если есть такая возможность) стараюсь зафиксировать голенище более вертикально (не «слаломно»), тогда при катании меньше забиваются четырёхглавые мышцы. Установив такой угол на «Спектре», почувствовал себя, как на ходулях, да и ботинки стали более жёсткими (на давление вперёд). Кстати, к такому же эффекту приводит и излишнее затягивание клипс.

Характерный для ботинок конструкции cabrio (с пластиковым языком) прогрессивный флекс (нарастающий с увеличением угла наклона голенища) — наиболее щадящий для ваших голеней. Отличная боковая жёсткость и назад — скажу это с полной уверенностью как лыжник, грешащий задней стойкой в целине и буграх и в то же время любящий резаное ведение по жёсткой ратрачке на широких лыжах. Цепкая подошва: 15 минут простоял на краю кузова поднимающегося ратрака, над самой гусеницей, в крайне неудобном положении и не намотался на неё.

Обзор La Sportiva Spectre 2.0

Теперь перейдём к основной части этого обзора, написанной на основе материалов www.blistergearreview.com. Сейчас речь пойдёт об актуальной модели La Sportiva Spectre 2.0. На этом сайте пишут очень дотошные ребята, и вот один из них, Cy Whitling, покатал второй «Спектр» в течение 10 дней. (Некоторые несущественные для российского читателя факты буду опускать.)

  • Заявленный флекс: 115
  • Заявленная ширина колодки: 102,5 мм
  • Размер: 27.5
  • Длина колодки: 304 мм (как и мои ботинки 27 размера)
  • Ход голенища: 60°
  • Заявленный вес (размер 27.5): 1445 г
  • Измеренный вес: 1470 г
  • Материалы: голенище из гриламида, колодка (нижняя часть) из пебакса и вертебры (гриламид, усиленный карбоном)

Вступление

Первый обзор по Spectre 1 мы сделали в 2014 и уже тогда были впечатлены достоинствами этой модели. Однако у одного из тестеров, Paul Forward, возникли проблемы с посадкой стопы по высоте колодки, тогда производитель выпустил вариацию «Спектра» с увеличенным входом в колодку, а на смену ему в 2016 году пришёл Spectre 2, в котором помимо этого изменения было заявлено следующее: увеличение жёсткости на 5% и самый большой диапазон хода голенища среди моделей своего класса.

После того как в начале сезона автор статьи катался в Salomon MTN Explore, в январе он перешёл на Spectre 2.0, и они стали основными ботинками для скитура.

Итак, как соотносятся модели 2.0 и 1.0 между собой и в сравнении с актуальными скитурными моделями других производителей.

Посадка стопы в скорлупе

Как мы уже много раз говорили, только хороший бутфитер сможет сделать ботинок «работающим» конкретно под ваши требования и возможности. Пока поговорим о том, что мы имеем в «ботинке с фабрики».

Во втором издании «Спектра» производителю удалось решить проблемы с объёмом колодки. Мои стопы широкие, с высоким подъёмом, и тем не менее в стандартных внутренниках и с моими формованными стельками они не испытывали дискомфорта. Однако в дни особенно длительного катания, пальцы на ногах всё-таки чувствовали себя сжатыми. Обычно я отдаю свои ботинки на растяжку в этом месте. Удивительно, что Spectre 2.0 тоже нуждался в такой подгонке, ведь заявленная ширина колодки 102,5 мм! Для катания по подготовленным склонам весь сезон я использовал K2 Pinnacle 130 с более узкой колодкой 100 мм, и никаких проблем! Так что эти 102,5 мм явно не самые широкие 102,5 мм из мной обкатанных.

В остальном посадка была отличной: пятка сидела плотно и без натёртостей, хотя внутренник не формовался под меня.

Читайте также:  Ecco receptor technology ботинки

Совместимость с креплениями

Считается, что Spectre 2.0 — единственный скитурный ботинок на рынке, который подходит под все пиновые крепления. Прекрасно работает с «традиционными», к примеру, G3 ION и Dynafit Speed Turn, но и с Marker Kingpin и Trab TR2 тоже нет проблем. На данный момент «Спектр» одни из немногих ботинок, которые совместимы с TR2 без всякого предварительного изменения.

Режим ходьбы

Переключатель режимов работает легко, тихо и надёжно, а я видел немало моделей с аналогичным по конструкции переключателем, надсадно скрипящих и требующих смазки. Безусловно, я ожидал, что в «ходьбе» «Спектр» проявит себя с лучшей стороны, всё-таки у него заявлен «самый большой диапазон хода голенища среди моделей этого (четырёхклипсового) класса», — а в него не входят такие ботинки, как Salomon MTN Explore, Fischer Travers, Atomic Backland Carbon и т.д. Всё-таки 60° это вам не халам-балам какой-нибудь! Я так и не «догнул» ботинок до его пределов ни вперёд, ни назад. По ходу (его диапазону и плавности) «Спектр» похож на Salomon MTN Explore, а отличается от него тем, что в нём я не натёр ноги, и не я один!

«Спектр» в ходьбе всё-таки проигрывает Dynafit TLT 5 или Fischer Travers, но сравним с Salomon MTN Explore и Fischer TransAlp или даже превосходит их в смысле веса и диапазона хода.

Смена режимов «катание-ходьба», клипсы

Выше я отметил отличное функционирование ботинок в режиме ходьбы, никаких нареканий в работе самого механизма переключения: когда надо фиксируется, когда надо — отпускает.

Автор обзора Cy Whitling в ботинках La Sportiva Spectre 2.0.

Как было отмечено в наших предыдущих обзорах Spectre, конструкторам удалось создать истинно уникальные клипсы. Мне потребовалось некоторое время, пока я привык к ним и выработал свою «стратегию» обращения с ними. Скитурить предпочитаю с расстёгнутыми клипсами, но не до конца, а с зафиксированными язычками (та часть, которая соединена с самой клипсой тросиком) — они остаются в таком положении вне зависимости от степени натяжения тросика. Такая конструкция делает процесс переключения режимов весьма быстрым: на каждом ботинке просто открываем четыре клипсы и ослабляем стрэп («велкро»). Слышал, что винтовые регуляторы натяжения тросика разбалтываются, поэтому предусмотрительно смазал их Loctite (средством от разбалтывания резьбовых соединений).

Поведение на спуске

Поначалу довольно скептически относился к этому качеству «Спектра», потому что до этого мы все были впечатлены поведением Salomon MTN Explore в катании, и я сомневался, что Spectre сможет посоперничать в этом плане с «Саломоном». А после тестов «Спектр» стал моим любимым скитурным ботинком. Производитель заявил жёсткость 115, тогда как у MTN Explore «лишь» 110, и эти «саломоновские» 110 немного жёстче 115 от La Sportiva и более соответствуют общепринятому стандарту. Итак, почему же я предпочитаю чуть более мягкий Spectre? По двум причинам: высота голенища и качество флекса.

Задняя часть голенища Спектра выше на 2 см чем MTN Explore (в размере 26.5) и почти на 4 см в языке. Может показаться, что это немного, но я почувствовал разницу. Верхняя часть Спектра плотнее обжимает ногу (заметим, что верхняя клипса Спектра расположена выше чем такая же у MTN Explore ), и удары в голень лучше абсорбируются, распределяясь по большей площади.

Вид флекса

Как я отметил выше, несмотря на то, что флекс «Спектра» мягче, чем у «Саломона», удары в голень он помогает гасить лучше. Обратная сторона этой «мягкости» в том, что чувствуется недостаток точности в управлении более широкими лыжами, такими как Bibby Tour 184 см. Но в сложном снегу La Sportiva Spectre 2.0 отлично гасит тряску, не передавая её напрямую от лыж в ноги, так что в обмен на недостаток мощи в катании я получил комфорт и отсутствие боли. И такой обмен меня вполне устраивает, особенно, если лыжи узкие или снег — замёрзший расколбас.

Сравнивая Salomon MTN Explore с La Sportiva Spectre 2.0

В своё время, составляя обзор по MTN Explore, я писал: «. в смысле веса Salomon находится между скитур-универсалами, такими как Zero G и MTN Lab, а с другой стороны, суперлёгкими ботинками (для любителей скитур-соревнований)». Действительно, комбинация солидного 110-го флекса и отличного хода голенища в режиме ходьбы делает MTN Explore весьма привлекательным для любителей backcountry. То же самое могу сказать и о Spectre 2.0, хоть он на пару грамм тяжелее «Саломона», зато в «ходьбе» даже лучше: у него более высокое голенище и комфортный флекс в катании. А любители полноценной 4-клипсовой системы по достоинству оценят оригинальную разработку от La Sportiva.

Как «одна для всего» обе модели — отличный выбор для тех, кому нужны ботинки, лёгкие в ходе на дальние расстояния и в то же время справляющиеся с большими лыжами и сложными снежными условиями. Однако если у вас в приоритете высота голенища над жёсткостью, то «Спектр» — ваш выбор.

Заключение

La Sportiva Spectre 2.0 весьма разносторонняя модель для широкого круга любителей скитура. В достаточной степени лёгкая, чтобы отправляться в длительные походы, и жёсткая, чтобы управлять большими лыжами в разнообразных условиях.

Ботинки для скитура La Sportiva Spectre 2.0 ожидаются в АльпИндустрии в октябре 2018 года.

Источник