Меню

Как называются сапоги татарина



Татарские сапоги

Последняя бука буква «и»

Ответ на вопрос «Татарские сапоги «, 5 букв:
ичиги

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова ичиги

Мягкие сапоги татар

Высокие сапоги из сягкой кожи или сафьяна

Юфтевые сапоги у татар

Сапоги (Средняя Азия, Кавказ)

Кавказское подобие индейских мокасин

Сапожки из сафьяна у татар

Сапоги на Кавказе

Ичеги, сапоги из цветного сафьяна у народов Средней Азии, Сибири и Восточной Европы (этнографическое)

Определение слова ичиги в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
И́чиги — вид лёгкой обуви , имеющей форму сапог , с мягким носком и внутренним жёстким задником . Ичиги широко распространены у тюркских народов и стали неизменным элементом национального костюма тюркских народов . Ичиги были заимствованны позже кавказскими.

Примеры употребления слова ичиги в литературе.

Гимнастерка его была застегнута на все пуговицы, ичиги смазаны салом, русые волосы аккуратно расчесаны.

Надел на босу ногу худые отцовские ичиги и, не закрыв за собой дверь, выбежал на улицу.

Ее спутница, девочка с суровым, испуганным лицом, одетая в ватник и мужские ичиги, сначала показалась начальнику незнакомой.

Обулся в легкие ичиги, достал короткую куртку, туго перетянулся, кушаком, порылся в каком-то хламе в чулане, взял было топор, потом положил на место, И ни слова не говоря, выскользнул из дома.

Левинсона и глядя на его ичиги, в четвертый раз повторил Кубрак с тупым упрямством человека, который не желает ничего знать, кроме того, что ему хочется есть.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Что такое ичиги? История татарских сапожек.

Россия уникальна своим многонациональным составом, где каждый народ обладает своей историей, традициями, культурой. Это большая ответственность и честь – сохранять и передавать из поколения в поколение культурные народные ценности.

В Поволжье находится центр мусульманской культуры России – республика Татарстан с богатейшей и прекрасной столицей. Казань – город, где национальные татарские традиции сочетаются с современным ритмом жизни. Здесь из поколения в поколения передаются уникальные ремесла, которым можно научиться только у мастеров.

Сейчас пошивом национального костюма и обуви занимаются специализированные производственные предприятия, где профессиональные мастера хорошо знают историю костюма, особенности его изготовления.

Татарские ичиги

Большого интереса и внимания, на наш взгляд, заслуживают ичиги – удивительно красивые, и вместе с тем, хорошо продуманные и функциональные татарские сапожки. Характерными чертами ичигов являются мягкий носок и жесткий задник. Эта обувь широко распространена у татар и является частью национального костюма. Ичиги также известны среди народов Сибири, Дальнего Востока, Кавказа.

Эта обувь исторически предназначена для комфортной пешей ходьбы, в том числе среди кочевников. Ичиги были незаменимой обувью охотника, позволяя мягко и бесшумно ступать по лесу, в то же время хорошо защищая ступни и голени. Эти сапоги шьют из натуральной кожи разного вида: на праздничный случай – из тонкого и эластичного сафьяна, в качестве повседневного варианта используют хром или юфть.

Женские ичиги

Было принято расшивать женские ичиги, украшать орнаментом, выполненным из кожи, окрашенной в разные цвета. Такими они сохранились до наших дней. Технология их изготовления такова, что орнамент наносится не поверх кожи по принципу аппликации. Поверхность ичигов буквально собирается из кусочков кожи, представляющих собой части узора. Для соединения деталей узора используются хлопковые, шелковые, золотые и серебряные нити, которыми выполняется особый вид шва. Его так и называют – казанский или татарский шов. Каждый стежок содержит 3-5 петелек, которые навиваются на иглу и пролегают по лицевой части изделия, обозначая контуры узоров. Это весьма трудоемкий процесс, требующий ручной работы высокого качества. Внутренняя часть сапога обшивается мехом, байкой или войлоком.

Что касается выбора орнамента, то он обычно представлен растительными мотивами либо абстрактными фигурами, ведь правила мусульманского мира не позволяют изображать животных и птиц. Аутентичные ичиги, сшитые в соответствии с каноном, являются уже предметом декоративно-прикладного искусства. Фактически каждая пара по-своему уникальна.

Мастера, авторы — хранители традиций изготовления ичигов, стараются передать новым поколениям технологию пошива этой неповторимой обуви. Хотя, конечно, мода заявляет о себе повсюду, невзирая на традиции. Так, на смене XIX-XX веков женские ичиги были поставлены на невысокий, но заметный каблучок. Они, конечно, от этого только выиграли: к национальному очарованию добавилось изящества и женственности. В то время ичиги были весьма популярны среди российской знати.

А уже после революции вследствие эмиграции ичиги обрели популярность и в Европе, в частности в Париже. Очень скоро они стали предметом русской моды. И даже в 1976 году в знаменитой «Русской коллекции» Ив Сен Лорана можно было заметить сапожки знакомой формы, в которых угадывался такой узнаваемый татарский шов.

Читайте также:  Самая лучшая марка кроссовок

Изготовление татарских сапожек на заказ

Татарские ичиги шьют и в компании «Сударушка». При изготовлении исторического или национального костюма, обуви, наши мастера всегда обращаются к истории, изначальным традициям пошива, стараясь сохранить оригинальность изделия, его узнаваемость. Мы сочетаем в работе лучшее, что могут дать история, традиции и современные технологии.

Напишите нам через форму обратной связи или позвоните по телефону, если хотите сделать заказ на изготовление татарских ичигов или любого вида национальной обуви, национального или исторического костюма. Мастера «Сударушки» выполнят заказ с высокой степенью исторической достоверности, качественно и точно в срок.

Источник

Ичиги — кожанная татарская обувь

У персов есть свой перевод тюркской фразы «аль булгари». Это значит «искусно произведенная цветная кожа с приятным запахом». От этой фразы и пошло название территории Волжской Булгарии. Изделия из кожи стали коронной визиткой татар. Лучше всего у татар получалось изготавливать из кожи обувь.

Ичиги — национальная обувь татарского народа. Они известна с давних пор не только в России, но и за ее пределами. Скорее всего слово произошло от фразы «чигелген итек», и является ее коротким вариантом. Эта фраза переводиться как «вышитые сапоги». В национальном музее Республики Татарстан есть экземпляры ичигов еще 19го века.

История возникновения обуви начинается со времен Волжской Булгарии и неразрывно с ней связана. Когда-то в ичигах ходили простые и богатые люди и воевали волжские войны.

Ичиги собираются из кусочков кожи, на которых изображен узор. Собираются в этот самый узор они посредством их сшития простыми или драгоценными нитками. Шьют нитями тоже не просто так, а специальными татарским швом.

Ичиги бывают как мужские, так и женские. Женские более утонченные и узорчатые.

Узор — это татарский орнамент, который представляет собой абстрактные изображения или флору. Человек или животное не может быть изображено на одежде, так запрещается по исламу. Преимущественно узор делают в виде цветка, стебля с множеством завитков, семян. Обычная для ичигов картина: низ — семечко (мужчина), чуть выше росток (женщина), еще выше цветок (семья), тянущийся к солнцу (благополучие). Ичиги несут в себе историю.

Со времен Волжской Булгарии качество и удобство татарских сапожек быстро приглянулось князьям Руси. После того, как Казанское ханство было завоевано, производство обуви не остановилось. Вышитую из кожи обувь могли позволить себе не все. Ичиги ценились не только на Руси, но и за рубежом. С начала 19го века обувь изменяется: у нее добавляется каблук. Это решение навеяно модными тенденциями всего мира. В конце 19го века ичиги одной из казанских фирм награждают Большой золотой медалью Европейского общества наук на церемонии в Париже.

О том, насколько известна была татарская национальная обувь говорит то, что есть фото в них Айседоры Дункан и Сергея Есенина.

Сейчас при желании можно купить казанские ичиги. На территории Татарстана есть предприятия, изготавливающие их.

Источник

Татарские сапоги

Последняя бука буква «и»

Ответ на вопрос «Татарские сапоги «, 5 букв:
ичиги

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова ичиги

Мягкие сапоги татар

Высокие сапоги из сягкой кожи или сафьяна

Юфтевые сапоги у татар

Сапоги (Средняя Азия, Кавказ)

Кавказское подобие индейских мокасин

Сапожки из сафьяна у татар

Сапоги на Кавказе

Ичеги, сапоги из цветного сафьяна у народов Средней Азии, Сибири и Восточной Европы (этнографическое)

Определение слова ичиги в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
И́чиги — вид лёгкой обуви , имеющей форму сапог , с мягким носком и внутренним жёстким задником . Ичиги широко распространены у тюркских народов и стали неизменным элементом национального костюма тюркских народов . Ичиги были заимствованны позже кавказскими.

Примеры употребления слова ичиги в литературе.

Гимнастерка его была застегнута на все пуговицы, ичиги смазаны салом, русые волосы аккуратно расчесаны.

Надел на босу ногу худые отцовские ичиги и, не закрыв за собой дверь, выбежал на улицу.

Ее спутница, девочка с суровым, испуганным лицом, одетая в ватник и мужские ичиги, сначала показалась начальнику незнакомой.

Обулся в легкие ичиги, достал короткую куртку, туго перетянулся, кушаком, порылся в каком-то хламе в чулане, взял было топор, потом положил на место, И ни слова не говоря, выскользнул из дома.

Левинсона и глядя на его ичиги, в четвертый раз повторил Кубрак с тупым упрямством человека, который не желает ничего знать, кроме того, что ему хочется есть.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Как татарские сапожки полмира покорили: «булгари», казанский шов и тюркский башмак

Откуда пошли ичиги и читек?

Татары, как писало «Реальное время» ранее, нередко были законодателями моды для русских и евпропейцев. Одним из таких элементов культурного «экспорта» стали знаменитые кожаные сапожки. Даже слово «башмак» имеет тюркское происхождение. Наш колумнист, этнограф Дина Гатина-Шафикова, в своей новой колонке, подготовленной специально для нашей интернет-газеты, рассказывает о феномене татарской обуви (читык, ичиги и прочие).

Читайте также:  Запекать или не запекать горнолыжные ботинки

Алтайские корни

С чего начинается рассказ о татарах? Прежде всего, с того, что история этого народа имеет глубокие корни. В повествовании о традиционной одежде обыватель сначала вспомнит о таких предметах костюмного комплекса, как тюбетей и калфак, так как сегодня они стали практически визитной карточкой республики. Однако есть часть гардероба татар, которая настолько стара, что известна, еще со средневековья, но при этом настолько современна, что ее носят и по сей день — это кожаная обувь, украшенная мозаичным узором, детали которого сшиты особым «казанским» швом.

К вопросу о древности. Доктор искусствоведения Г.Ф. Валеева-Сулейманова через генезис проводит параллели с горно-алтайскими традициями. В своей работе она приводит данные из Пазырыкского и Башадарского курганов, где были найдены узорные женские сапоги из «мягкой выделанной кожи красного цвета, с коротким голенищем с раструбом, целиком орнаментированные… Орнамент голенища из крупных, повторяющихся в различных вариациях, стилизованных лотосных мотивов, исполненных в технике аппликации».

Мозаика по коже казанских татар не находит аналогий ни в древнем, ни в современном искусстве тюркоязычных народов. По мнению автора, истоки узора можно обнаружить в украшении пазырыкской обуви. К примеру, голенища мужских сапог у горно-алтайцев обшивались мозаичным узором из войлока и меха. Следовательно, мозаика как технология применялась и горно-алтайскими мастерами. Исторически распространение мотивов восточноазиатского происхождения объясняется гунно-болгарским наследием. Еще арабский путешественник ал-Мукаддаси, описывая вывозимые товары из Волжской Булгарии, упомянул о козьих шкурах (сафьян) и юфти (кожа комбинированного дубления, обычно выделывалась из шкур годовалых бычков). Впоследствии высококачественная кожа, производимая в Бухаре, Турции и во всей Азии, стала именоваться «булгари».

Истоки узора можно обнаружить в украшении пазырыкской обуви. Фото washington.edu

От древнего Болгара до промышленной Казани

Начатые еще в 40-х годах прошлого века раскопки Болгарского городища выявили большое количество остатков обуви. Среди находок — подошвы, головки (носовая часть), задники, части голенищ и различные фигурные детали. Этнограф Д.К. Зеленин отмечал, что «в старые времена выделкой юфти славились волжские булгары, а после них — русские». При раскопках в Казанском кремле была также обнаружена кожевенно-сапожная мастерская ханского периода (XIII век), с образцами «археологической кожи». В XV — начале XVI веков казанские татары, являясь преемниками волжских булгар, продолжали и развивали технологию выделки кожи. Изделия мастеров составляли немаловажную долю экспорта Казанского ханства в торговле с Московским государством и азиатскими странами.

Описывая обувь XVI—XVII веков, повсеместно бытовавшую у русского населения, историк и общественный деятель XIX века Н.И. Костомаров подметил, что «это были сафьяновые чулки, они разделись на два вида: полные, достигавшие до колен, и полуполные… Ичетыги были всегда цветными… они расшивались всегда золотом… и унизывались жемчугом». При этом творения татарских кожевенников были распространены не только среди русских. Татарские купцы или «бухар юртичи» водили торговые караваны в крупные города Средней Азии, где кожаная обувь, привезенная ими, пользовалась большим спросом.

Когда точно появились мозаичный узор и знаменитый «казанский» или «татарский» шов в декорировании обуви, исследователи не могут точно ответить. Одно из предположений, что при изготовлении обуви оставалось большое количество обрезков кожи разной выделки (юфти и сафьяна), которые уже не пустишь целым куском, однако их было возможно соединить встык, стачав фрагменты швом, маскирующим и декорирующим место соединения деталей. Этнограф Н.И. Воробьев описывал изготовление сапог, что они «делаются из разноцветной кожи, вырезанной красивым растительным орнаментом и на месте сшивки вышиваются шелком или даже золотой ниткой». Самые ранние образцы обуви, украшенной кожаной мозаикой или узорной кожей, в которой детали соединены тем самым особым швом, датируются концом XVIII века.

В связи с тем, что подобный товар был популярен у покупателей, уже в XIX веке изготовление кожаной обуви перешло из традиционного в промышленное ремесло. В начале XIX века в Казани ичижным промыслом занимались 43 лавки, куда поставлялся товар от 34 фирм-производителей, а к 80-м годам производилось до трех миллионов пар обуви.

Уже в XIX веке изготовление кожаной обуви перешло из традиционного в промышленное ремесло

Набирая популярность

Касаемо самой кожаной обуви, изготавливавшейся в XIX — начале ХХ веков, этнограф С.В. Суслова выделяет следующие типы.

  • Сапоги с высоким голенищем на мягкой подошве «читек» — однотонные (обычно мужские) и «каюлы читек», украшенные мозаичным узором (как правило, женские);
  • Сапоги с высоким голенищем на твердой подошве «итек». Подметка и каблук подбивались деревянными и металлическими гвоздиками. Были исключительно узорными, каблук чаще всего был невысокий.
Читайте также:  Обзор кроссовки reebok zig kinetica

Как первый, так и второй тип сапог имели повсеместное распространение среди татар-мусульман.

  • Наподобие калош из толстой кожи, на твердой подошве — «кәвеш», «ката». Носили как самостоятельно, так и в комплекте с сапогами.
  • Туфли «башмак», отличительной особенностью которых было то, что головка и задник кроились отдельно и сходились лишь в середине борта, при этом один фрагмент налагался на другой.

Изготовление мозаичной/узорной обуви было сконцентрировано в Казани и в крупных селах Заказанья (Арск, Дубъяз, Большие и Малые Ковали, Мемдель, Клачи, Кырлай, Мульма, Ср. Аты, Атня, Субаш, Инся, Ср. Серда, Тимерче, Ямашурма), а также в отдельных деревнях Чистопольского, Тетюшского, Мамадышского, Спасского, Лаишевского уездов Казанской губернии. Локальные очаги производства обуви существовали в конце XVIII—начале ХХ веков в Оренбурге (Сеитов посад), Касимове, Тобольске, Томске и Бухаре. Под татарскую (кроме «казанского шва» дополнялась вышивкой золотыми и серебряными нитями по коже) производили обувь в Торжке (Тверская губерния), поставляя ее в Москву, Санкт-Петербург, в Европу (Англия, Франция и пр.). На Нижегородской, Ирбитской, Симбирской, Мензелинской и других ярмарках ичиги продавали в Сибирь, Закавказье, Центральную и Среднюю Азию.

Многие купцы занимались производством и торговлей кожаными изделиями, среди них — З.Ш. Хусаинов, А.-С. Губаев, М.-С. Дяминев, Х. Юсупов, братья Каримовы, З.З. Усманов. Одним из наиболее крупных производителей был казанский купец 2-й гильдии М. Галеев (Галиев). На его фабриках выпускали обувь и головные уборы, всего около 100 моделей, которые продавались по всей России и были удостоены различных медалей и знаков качества как лучшие товары.

Туфли «башмак» — головка и задник кроились отдельно, сходились лишь в середине борта, налагая один фрагмент на другой. К онец XIX — начало XX вв. НМ РТ, Казань

Из жизни в театр и обратно

На рубеже веков татарские сапожки полюбились и в театральном мире Российской империи. В своих работах на тему кожаной мозаики Л.И. Саттарова и Р.Р. Султанова привели ряд примеров. Так, мать поэта М. Волошина носила узорные татарские сапоги, и они до сих пор хранятся в Коктебеле (Крым), а актриса Вера Комиссаржевская в спектакле «Дикарка» по пьесе А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева выходила в узорных ичигах на сцену Александринского театра (Санкт-Петербург). Благодаря русскому театру и живописи, в 20-х годах прошлого века татарская кожаная обувь вошла в моду в Европе и заиграла в новом свете в постановках «Русских сезонов» в Париже. Художники Л. Бакст, А. Головин, И. Билибин и А. Бенуа ввели в костюм персонажей татарские сапожки в таких операх, как «Князь Игорь», «Садко», «Царская невеста», а также в балете И. Стравинского «Жар-птица», где в эскизе к костюму Иван-царевича была импровизация на тему татарских ичиг. В результате подобных экспериментов художников в сознании парижан этот образ стал ассоциироваться с «орнаментацией русской Азии».

К 20-м годам прошлого века сложилась такая ситуация, что частный капитал начал уходить с рынка продаж, постепенно снижалось качество, и вся продукция, что вырабатывалась, уходила не на внутренний рынок, а за рубеж (в Германию, Францию, Бельгию, Италию, Англию). И, несмотря на объединение мастеров в промысловые кооперативы, эта отрасль утратила свое былое значение.

Понемногу возрождение промысла началось после Великой Отечественной войны. В 1960-е были созданы фабрики на основе сохранившихся артелей (в Арске, Дубъязах). В рамках производства национальной обуви начали работать и профессиональные художники-прикладники — С. Д. Кузьминых, С.Ю. Гарбузова, Н.Х. Кумысникова, Л.С. Чубукова, И.Х. Гайнутдинов, А.Н. Артемьева и многие другие.

Сегодня, выросло новое поколение мастеров, готовых заниматься этим сложным, но интересным ремеслом. Из кожи в традиционной татарской технике изготавливаются: украшения (браслеты, серьги, колье), сумки и рюкзаки, декоративные подушки, одежда и обувь. Как и раньше, кожаные изделия высокого качества являются ценным и дорогим подарком. И главный вывод, который можно сделать из истории, заключается в том, что появившаяся столетия назад мода на узорную казанскую кожу никуда не исчезла, она лишь временами затухала, а потом снова возрождалась.

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Источник

Adblock
detector