Меню

Как называется греческие сандалии



Греческая обувь

На сегодняшний день мы располагаем массой информации об обуви древних греков, и можем обратиться к письменным и изобразительным источникам. Обувь изображена на древнегреческой керамике и множестве статуй, благодаря чему мы можем оценить технические знания и навыки древних ремесленников, необходимые для создания обуви. Предполагается, что основным материалом для изготовления обуви служила кожа, несмотря на то, что археологами не были найдены кожаные образцы греческой обуви, в отличие от римской.

Греческая обувь сильно менялась со временем, и её необходимо рассматривать в зависимости от периодов. В период архаики обувь была разнообразна как по форме, так и по конструкции. В 6-ом веке до нашей эры колонизаторы привезли из Малой Азии мягкие суконные туфли с загнутыми концами – плояриа. В этот же период появилась закрытая обувь из мягкой кожи, затянутая в щиколотке ремнём на персидский манер. Называлась она персикаи. Аналогом этой обуви является обувь древних этрусков.

Персикаи (а), обувь этрусков (б)

Наиболее распространённой обувью у древних греков были сандалии. Найдено много римских вариаций этого типа обуви, вероятно, у греков были похожие образцы в обиходе. Греческие сандалии не препятствовали естественным движениям стопы, имели эластичные подошвы, и кроились специально для правой и левой ноги. Удобство сандалий создавалось особым взаимным расположением ремней, один из которых обязательно проходил между большим и указательным пальцами и прижимался к ноге, выходя к внутренней части подошвы. Боковые ремни перекрещивались, укрепляя голеностопный сустав. Начиная с 5-го века до нашей эры на сандалиях стали делать петли, число которых доходило до девяти. Через петли проходил главный ремень, опоясывавший голень.

Некоторые разновидности сандалий из кожи были дороги, поэтому жители с небольшим достатком носили или более простые модели, или сандалии с деревянной подошвой. Подошва сандалий богачей изготавливалась из нескольких слоёв бычьей кожи, а верх ремешков был окрашен в разные цвета и скорее всего вырезался из козьей кожи. Из книг античных авторов известно, что богатые граждане Афин Алкивиад и Ификрат были законодателями моды на сандалии.

Разновидности древнегреческих сандалий

Обувь классического периода отличается высоким мастерством изготовления. Вместо петель в коже стали делать просечки разного диаметра и формы, через которые протягивали кожаные ремни. Появились сандалии на подошве, контур которой соответствовал контуру пальцев. Обувь с такой подошвой позже римлянами названа лингила. До 5-го века до н. э. греки часто пользовались достигавшей коленей обувью, носившей название эмбады.

Древнегреческие эмбады

В период эллинизма в основном при верховой езде и во время военных походов греки носили высокую кожаную обувь эндромис. В такой обуви сохранившиеся скульптуры изображают мифологических героев Диониса, Геракла, Персея.

Древнегреческие эндромис

Во второй половине 5-го века до нашей эры в Греции появилась доходящая до середины лодыжки шнурованная обувь с открытым носком, стянутая кожаными шнурками. Это так называемые котурны, которые греки носили только на сцене. Позднее появились котурны на высокой подошве. В конце 5-го века до нашей эры в Греции вошёл в моду мягкий полуботинок с поднятым кверху носком, родиной которого была Малая Азия. Самой распространённой обувью для простых греческих молодых людей были карбатины и ботинки.

Древнегреческие котурны (а), карбатины (б), легкие ботинки (в)

Сандалии в период эллинизма украшали различной металлической фурнитурой. Мужские сандалии с кожаным задником и открытыми пальцами назывались крепиды. Они несколько напоминали ассирийские. В крепиды под ремни богатые люди подкладывали кусок кожи — своеобразный язык. Обувь для торжественных случаев изготавливали из цветной кожи, украшали орнаментом, вышивкой, инкрустацией, жемчугом. Высоко ценилась обувь на толстой подошве.

Наиболее распространённым цветом обуви был чёрный, в меньшей мере красный, жёлтый и белый цвета. Чистили обувь при помощи губки. Известно, что обувь с подошвой из войлока и из коры пробкового дерева носили исключительно гетеры. Во время еды обувь снимали.

О цене обуви в древности можно приблизительно судить по фразе Аристофана: «Восемь драхм за пару сандалий это очень большие деньги!».

Во время раскопок на афинской Агоре было найдено жилище 5-го века до н. э., в котором обнаружили множество гвоздей с широкими шляпками и костяных втулок для ремешков-шнурков. Найденный на улице возле жилища килик с надписью «Σίμωνος» (Симона) позволяет предположить, что жилище было мастерской Симона, у которого, как повествует Ксенофонт, бывал Сократ. Когда Сократ беседовал с кем-нибудь, Симон записывал по памяти эти диалоги.

На амфоре 6-го века до нашей эры видно, как покупатель наступает на кусок кожи на столе в мастерской, чтобы ему очертили ногу и вырезали подошву по размеру. На килике той же эпохи изображен мастер, который держит в руках нож в форме полумесяца, а на стене мастерской висят ещё один нож и распорки для обуви.

Схожие темы

Литература

— Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи, Москва Легпромбытиздат 1987 г.

Источник

как называлась обувь у древних греков?

смторя какая. В театре актёры носили котурны, простые люди на улицах сандалии. Вот такие

Существовало много видов сандалий. Их названия происходили в зависимости от того, что захватывали ремешки. Были «книмиды»(из ткани, из кожи, из металла с кожей), которые за щиколотку. Были «перимирия»с ремешками почти до колен вокруг икр (их носили воины). Были сандалии просто с самыми разными видами подошв. Их носили все.
Алкивиад и Ификл имели своих модельеров и множество пар обуви и задавали моду в Афинах.
Котурны считались аристократической обувью. Эсхилл ввёл их в театральную одежду. Котурны были сверху из такой мягкой кожи, что не нужно было кроить выкройку правую и левую ногу.
Были «эндромис» сапоги для конников и путешествеников. Их делали во Фракии.
Были»бавкис» что-то типа изящных лодочек для женщин. Беднота пользовалась обувью типа «карабатин»(кусок невыделанной кожи, обёрнутый портянкой вокруг ступни) .
Картинки найдёте по ссылке:

Читайте также:  Buffalo london что за обувь

Со школьной скамьи называем сандалии. Но:
У греков в домах было принято ходить босиком, обувь носили только на улице. Греческие женщины предпочитали сандалии, представляющие собой толстую кожаную подошву с прикрепленными к ней ремешками, которые переплетались вокруг ноги довольно высоко. Позже, судя по статуэткам из Танагры (IV в. до н. э. ) появилась более элегантная женская обувь – красная, на подошвах с желтым краем. К этому времени оформились основные типы греческой обуви; на греческих изображениях много переходных вариантов от сандалий к высокому зашнурованному сапогу, иногда с богатыми украшениями в верхней части и пробитыми в ней отверстиями. Их часто делали из цветной кожи, богато украшали вышивкой и даже металлическими бляшками.

Главным компонентом всех форм обуви остается подошва, прочная подложка под ступню для защиты от холода, сырости, неровностей дороги; к ней присоединяются ремни для крепления, носки, и, наконец, вся верхняя часть с пробитыми отверстиями или украшениями – по потребности или по вкусу. Обувь греков повторяла форму ступни. Так же как и в других странах мира, носила ее только знать. Декоративное значение сандалий в костюме повышалось благодаря использованию цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими бляшками и расшитой жемчугом.

Самая простая форма, которая встречается у греков это — карбатин, одновременно самый распространенный тип античной обуви. Он представлял собой кусок коровьей (воловьей) кожи, вырезанный в форме подошвы, который прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной подметке.

В высших сословиях в античной Греции популярностью пользовалась обувь на толстой пробковой подошве – котурн (kothornos). Со времен Эсхилла ее носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Котурны изготовлялись из цветной кожи и богато украшались.

Источник

Греческие сандалии –хороший сувенир из Греции.

Поговорим немного о греческих сандалиях.

В гардеробе любого современного человека есть место для удобных сандалий и этим никого не удивишь, ведь более практичную обувь для лета тяжело найти, а вот об их древнем и благородном происхождении мало кто помнит.

Древние сандалии могут многое рассказать о расцвете и падении Вавилона, а ещё больше поведать нам о древней Греции.

В Греции все есть))), а также она является родина современной европейской цивилизации, и один из ее плодов, являются сандалии из кожи.

Первая обувь, которую изобрел человек, а возможно боги — это Сандалии))). Из древнегреческих мифов известно, что первые сандалии носил Гермес и это были «таларии», крылатые сандалии золотого цвета, подарок самого Зевса.

Так же согласно одной из легенд, древнегреческие боги иногда покидали свой Олимп, для того что побывать на острове Крит . А причиной тому был талантливый обувных дел мастер, который делал прекрасные сандалии, достойные ног олимпийских богов, он каждую пару наделял магическими свойствами.

Из истории известно, что в древней Греции сандалии были признаком высокого социального статуса, только знать могла их носить. Сандалии могли служить защитой для война, так и могли быть украшением на женской ножке, даже в те далекие времена праздничную обувь украшали жемчугом и драгоценными камнями.

Современные греческие сандалии, точно также, как и в те времена изготавливают традиционно ручным способом, из высококачественной телячьей кожи, все же современные технологии применяются, подошву делают каучука, благодаря чему сандалии становятся более прочными и удобными в носке. Так как все они изготавливаются ручным способом и полностью исключен механизированный процесс, то каждая пара обуви получается уникальной. Чаще всего натуральные сандалии бежевого цвета, а с течением временем кожа на них темнеет и приобретает красивый коньячный оттенок.

Настоящие греческие сандалии ручной работы можно купить только в Греции, в том числе и в Афинах . ))), что касается цены, она вас приятно удивит )) достаточно невысокая примерно 20-60 евро.

Сандалии в греческом стиле – модный современный аксессуар.

Купив себе пару сандалий, Вы получите и эстетическое удовольствие, и комфортные ощущения от носки. В этом я уверена!

Я считаю, что Греческие сандалии – это хороший сувенир из Греции – не просто подарок или безделушка, а хорошая практичная вещь.

Источник

Сандалии: из античности на модные подиумы

Наша недавняя статья о мужской обуви, которую можно носить без носков, произвела настоящий фурор: в комментариях разразился спор не только на тему злополучных носков, но и о том, откуда взялись и как носились сандалии. Мы решили расставить точки над i, рассказав о самой первой модели обуви, пережившей громкие взлеты и падения.

Многовековая история сандалий началась в жарких странах Древнего мира: Египте, Греции и Риме.

В Древнем Египте сандалии были роскошью, недоступной босоногим рабам. Феминистские настроения в те времена явно отсутствовали – долгое время ношение обуви было запрещено представительницам слабого пола, и даже царицы не были исключением!

Счастливчики (естественно, это были исключительно мужчины), которые могли позволить себе заветную пару, приобретали модели из соломы, папируса или пальмовых листьев со шнурками из кожи поперек и вдоль стопы. При жизни египтяне не часто носили обувь, зато ее обязательно помещали в гробницу умершего.

Лишь немногие египтяне, располагавшие средствами и высоким чином, имели право носить сандалии постоянно, при этом проявляя фантазию, декорируя их яркими камнями и росписями. Фараон и приближенные выбирали модели из драгоценных металлов.

Читайте также:  Торговля обувью какие документы нужны для

В более либеральной Древней Греции открытую обувь носили как мужчины, так и женщины. Греки оказались сообразительными, и первыми решили шить сандалии по разным лекалам для правой и левой ноги.

Дизайн варьировался от практичного и непрезентабельного до декоративного с переплетениями узоров и позолоченными ремешками. С чувством вкуса, как и со смекалкой, в Греции все было в порядке.

Воинственные римляне строго разделяли модели для различных сословий: для плебеев, философов, почетных граждан и правителей. В Древнем Риме также начали классифицировать сандалии для разных случаев – от похода в таверну до приема в Сенате.

Дизайн мало отличался от греческих: унисекс, пробковая подошва и кожаные ремешки или шнурки. В особенных случаях римляне предпочитали красоваться в пурпурных или алых сандалиях с жемчугом.

Солдаты носили калиги – полусапоги, покрывавшие голени. К толстой подошве, готовой выдержать 1000 км пути, пришивали кусок кожи, вырезанный полосками. Вокруг пятки и ступни образовывалась сетка, а ремни часто доходили до самых колен. На подошву крепились гвозди, оставляющие на земле след с указанием легиона.

Этим приемом пользовались и куртизанки, чья обувь оставляла надпись «следуй за мной». Так открытые ступни стали признаком дурного тона для женщин, а позже сандалии и вовсе потеряли значение статусной обуви в Римской Империи.

Отношение к античной обуви менялось со временем: их то признавали вульгарными и выбрасывали из гардероба, то возвращали в обиход, следуя модным веяниям. Даже во времена Эпохи Возрождения открытая обувь со шнуровкой до колен ненадолго завоевала популярность, но вскоре уступила пьедестал туфлям с чулками.

Разговор о сандалиях не заводился до 1920-х, пока они не появились на пляжах Французской Ривьеры, обратив на себя внимание модного сообщества.

Добавить к ним каблуки решился дизайнер 30-х Андре Перуджа (André Perugia), сумевший перенести исключительно пляжную обувь «с корабля на бал». Сандалии на высоком каблуке с тех пор стали частью вечернего образа любой уважающей себя модницы.

Однако по части дизайна превзойти гениального Сальваторе Феррагамо (Salvatore Ferragamo) было не просто. Его экстравагантные и смелые модели, созданные в 30-х – 50-х годах, вызвали небывалый ажиотаж.

Модели «Kimo» со сменными атласными носками и «Vitrea» из мягкой золотой кожи, декорированные жемчугом, розовым стеклом и топазами, прославили дизайнера, чей бренд до сих пор не сходит с вершин модного Олимпа.

Продолжить тенденцию взялись Birkenstock: в 1964 году они выпустили комфортную и прочную модель с пробковой подошвой. В 70-ые «биркенштоки» захватили весь мир, а в 90-ые мы уже любовались легендарной Кейт Мосс в кампании бренда.

После ребрендинга в 2000-х селебрити не оставили их без внимания: Дженнифер Энистон, Миранда Керр и Джессика Альба были замечены в удобных «биркенштоках».

Вспоминая о брендах, популяризировавших обувь из античности, нельзя не упомянуть Manolo Blahnik, чьи универсальные модели стали объектом желания всех обитательниц мегаполисов 90-х.

Комфортную и стильную обувь также предлагали Jimmy Choo и Kurt Geiger, и сегодня мы уже не можем представить себе модный мир без сандалий.

Из года в год они становятся главной обувью летнего сезона. Нам повезло: приобрести интересную дизайнерскую пару сейчас гораздо проще, чем жителям античного мира когда-то.

Найти открытые сандалии можно в гардеробе Алексы Чанг, Анны Делло Руссо, Джиджи Хадид и других современных икон стиля, которые умело сочетают их с винтажными платьями, джинсами, укороченными брюками или шортами из денима.

Источник

Греческая обувь

Гре­че­ская обувь

Сло­варь гре­че­ских и рим­ских древ­но­стей Уильяма Смита[1] сооб­щает, что обычно греки носили обувь. Однако даже зна­ме­ни­тые и зажи­точ­ные люди ино­гда могли ходить боси­ком. При­мер тому – афин­ский госу­дар­ствен­ный дея­тель и ора­тор Ликург (396 – 323 гг. до н.э.), вед­ший скром­ный образ жизни. Ходили боси­ком и те из них, кто под­пал под вли­я­ние аске­тизма неко­то­рых фило­соф­ских школ. Низ­шие сосло­вия тоже зача­стую не носили обуви. Спар­тан­ские юноши должны были все­гда ходить боси­ком, что состав­ляло часть их обучения.

И все же, как пра­вило, греки ходили в обуви. Так, Сократ (470 или 469 – 399 гг. до н.э.), самый извест­ный из босых фило­со­фов, не носил обувь, даже сра­жа­ясь в сне­гах и льдах в битве под Поти­деей. Но он надел, как было при­нято, сан­да­лии, отправ­ля­ясь на ужин к афин­скому тра­гику Ага­фону, кото­рый «отли­чался кра­со­той, богат­ством и изя­ще­ством манер (утон­чен­ным нра­вом)»[2].

Фасон и под­бор сан­да­лий и баш­ма­ков были далеко не послед­ней забо­той гре­че­ского щеголя, и известно много шуток о не под­хо­дя­щей по раз­меру обуви, что было явным при­зна­ком неотесанности.

Обычно гре­че­ская обувь была либо цвета нату­раль­ной кожи, либо чер­ной, хотя ино­гда встре­ча­лись крас­ные или белые башмаки.

Фото 1. Порт­рет­ная ста­туя Демет­рия Фалер­ского (деталь). Мате­риал: мра­мор. По ори­ги­налу IV в. до н.э. Инв. № 6210. Наци­о­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей, Неа­поль, Ита­лия[3]

Назва­ния сапог и баш­ма­ков были очень мно­го­чис­ленны. «…За исклю­че­нием несколь­ких слу­чаев, – гово­рится в сло­варе, – мы не можем сколько-нибудь точно опре­де­лить, какая форма соот­вет­ство­вала этим назва­ниям. Ясно, что суще­ство­вало три основ­ных вида обуви: то, что мы назы­ваем сан­да­ли­ями (πέδιλα, ὑποδήματα в узком смысле), обувь, частично закры­ва­ю­щая ступню, и обувь, закры­ва­ю­щая ее пол­но­стью. (Два послед­них вида назы­ва­лись «полая обувь», ὑποδήματα κοῖλα.)»[4].

Фото 2. Гре­че­ская обувь (из книги: Guhl E.K., Koner W.D. Das Leben der Griechen und Römern. B., 1893. Fig. 223): 1 (ста­туя Эль­пиды (Elpis) в Вати­кане), 2 и 3 (ста­туя Апол­лона Бель­ве­дер­ского) – раз­ные виды сан­да­лий и их креп­ле­ний, от про­стей­ших до самых слож­ных; 4, 5 и 7 (ста­туя Демо­сфена) – раз­ные виды обуви, частично закры­ва­ю­щей ступню; 6 – пол­но­стью закры­тый баш­мак; 8 – при­мер эндро­миды, или высо­ких охот­ни­чьих сапог[5]

Читайте также:  Женская обувь современные валенки

1. Сан­да­лии[6]

Фото 1. Сидя­щий Апол­лон с лирой. Мате­ри­алы: пор­фир и мра­мор. Время созда­ния: II в. н.э. Кол­лек­ция Фар­незе, Наци­о­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей, Неа­поль[7]

Подошва гре­че­ской сан­да­лии состо­яла из одного или несколь­ких слоев кожи. Напри­мер, сан­да­лия, обна­ру­жен­ная в Хер­со­несе Таври­че­ском и хра­ня­ща­яся сего­дня в Санкт-Петербурге, имеет подошву из один­на­дцати или две­на­дцати слоев кожи, а ее верх­няя поверх­ность укра­шена золо­том. Тол­стые подошвы носили жен­щины, чтобы казаться выше. Кроме кожи, исполь­зо­ва­лось дерево, кото­рое шло на подошвы даже для доро­гих и изящ­ных жен­ских сандалий.

Фото 2. Сосуд в форме ноги. Восточно-греческий стиль. Время созда­ния: VI в. до н.э. Дво­рец Кин­ских, Прага, Чехия[8]

Самой харак­тер­ной осо­бен­но­стью сан­да­лий была полоска, при­креп­лен­ная попе­рек паль­цев и удер­жи­вав­шая обувь на ноге. К ней при­со­еди­нялся реме­шок, про­хо­див­ший между боль­шим и вто­рым паль­цем. Этот и дру­гие ремешки, удер­жи­вав­шие иные части подошвы, обычно скреп­ля­лись пряж­кой над подъ­емом. Она была метал­ли­че­ской и имела серд­це­вид­ную или листо­вид­ную форму.

Фото 3. Сидя­щий жен­щина (так назы­ва­е­мая Агрип­пина млад­шая – Agrippina la giovane). Рим­ская копия ста­туи Фидия V в. до н.э. с добав­лен­ной порт­рет­ной голо­вой неиз­вест­ной мат­роны. Мате­риал: мра­мор. Высота: 125 см, длина 128 см. Время созда­ния: 54 – 99 гг. н.э. Инвен­тар­ный № 6029. Кол­лек­ция Фар­незе, Наци­о­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей, Неа­поль[9]

Неко­то­рые бога­тые греки, испы­ты­вав­шие осо­бое при­стра­стие к рос­коши, затя­ги­вали ремни на сан­да­лиях золо­тыми пряж­ками. Сеть из ремеш­ков и поло­сок ино­гда была настолько плот­ной, что сан­да­лии прак­ти­че­ски пре­вра­ща­лись в баш­маки и часто дохо­дили до икры.

Фото 4. Апол­лон. Рос­пись дна килика из захо­ро­не­ния в Дель­фах. Диа­метр: 18 см. Инв. № 8140. Дель­фий­ский архео­ло­ги­че­ский музей, Гре­ция[10]


2. Кре­пиды
[11]

Фото 1. Арте­мида из Габии (деталь). Рим­ская копия пери­ода прав­ле­ния Тибе­рия (14 – 37 гг. н.э.) гре­че­ской ста­туи Прак­си­теля. Мате­риал: мра­мор. Высота: 1,65 м. Най­дена в 1792 г. в городе Габии, Ита­лия. Наци­о­наль­ный музей Лувра, Париж, Фран­ция[12]

Кре­пида (crepida, κρηπίς), назы­вав­ша­яся также кре­пи­дула (crepidula), – раз­но­вид­ность обуви, похо­жая на сан­да­лии. Но, поскольку их раз­ли­чали, кре­пиды сле­дует счи­тать чем-то сред­ним между закры­тыми баш­ма­ками и обыч­ными сан­да­ли­ями. При­ме­рами кре­пид слу­жит обувь, в кото­рой были изоб­ра­жены Арте­мида (фото 1), Юпи­тер (фото 2), Апол­лон (фото 3) и Гер­мес (фото 4).

Пер­во­на­чально кре­пиды, видимо, носили кре­стьяне. У них была высо­кая и проч­ная подошва, часто оби­тая гвоз­дями, ино­гда со свин­цо­выми или мед­ными шляп­ками. Сооб­ща­ется, что у Гаг­нона, одного из при­бли­жен­ных Алек­сандра Маке­дон­ского, в подошве кре­пид были золо­тые или сереб­ря­ные гвозди.

Фото 2. Нога колос­саль­ной ста­туи Юпи­тера, остатки кото­рой были най­дены во время рас­ко­пок Капи­то­лия рим­ского города Тубурбо Май­юса (Thuburbo Majus), нахо­дя­ще­гося в 60 км к юго-западу от Кар­фа­гена, Тунис. Мате­риал: мра­мор. Время созда­ния: 168 г. н.э. Наци­о­наль­ный музей Бардо, Тунис[13]

Ино­гда у кре­пид был низ­кий верх, с пет­лями (ansae), через кото­рые про­де­ва­лись ремешки (obstragula, ἱμάντες), порой деко­ри­ро­ван­ные дра­го­цен­ными кам­нями или окра­шен­ные пур­пу­ром, кото­рые свя­зы­ва­лись над подъ­емом. Часто кре­пиды были закры­тыми сзади. Их пред­по­ло­жи­тельно име­но­вали опи­сто­кре­пи­дами (ὀπισθοκρηπὶς). Но в целом верх у них состоял из несколь­ких широ­ких петель (также назы­вав­шихся ansae), через кото­рые про­пус­кался ремень (или ремни) для завя­зы­ва­ния. Веро­ятно, осо­бые раз­но­вид­но­сти кре­пид имели опре­де­лен­ное число петель (ansae). На неко­то­рых вазах изоб­ра­жены эфебы (моло­дые люди, вышед­шие из дет­ского воз­раста), у кото­рых ремни, свя­зы­ва­ю­щие кре­пиды, дохо­дят до сере­дины голени.

Фото 3. Апол­лон Бель­ве­дер­ский (деталь). Рим­ская копия гре­че­ского брон­зо­вого ори­ги­нала 330 – 320 гг. до н.э., создан­ного Лео­ха­ром. Мате­риал: мра­мор. Высота: 224 см. Время созда­ния: около 130 – 140 гг. н.э. Музеи Вати­кана, Рим, Ита­лия[14]

Кре­пиду можно было наде­вать как на пра­вую, так и на левую ногу. Они, конечно, были кожаными.

Фото 4. Кре­пида (нога Гер­меса) [15]

Кре­пида была наци­о­наль­ной гре­че­ской обу­вью. Поэтому в Риме тра­ге­дия в гре­че­ских костю­мах назы­ва­лась fabula crepidata. Кре­пида явля­лась также маке­дон­ской воен­ной обу­вью, тогда как рим­ской воен­ной обу­вью с гвоз­дями на подошве была калига (caliga). Кре­пиды часто упо­ми­на­ются как обувь, кото­рую носили вме­сте с палием, а также с хла­ми­дой и маке­дон­ской шля­пой. Во всех этих упо­ми­на­ниях такой костюм резко про­ти­во­по­став­лен римскому.


3. Эндро­миды
[16]


Фото 1. Эндро­мида (с пом­пей­ской фрески). Фото 2. Эндро­мида (с рисунка на вазе)

Эндро­мида (endromis, ἐνδρομίς) – раз­но­вид­ность высо­ких сапог, кото­рые носили крит­ские охот­ники и богиня охоты Арте­мида. По сло­вам извест­ного лек­си­ко­графа Юлия Пол­лукса (вто­рая поло­вина II в.), эндро­миды также под­хо­дили атле­там, и этим име­нем греки назы­вали сапоги бегунов.

Эндро­миды изго­тав­ли­ва­лись как с откры­тыми, так и с закры­тыми паль­цами. Они под­ни­ма­лись высоко над лодыж­кой, а их верх­няя часть отво­ра­чи­ва­лась и сво­бодно сви­сала вниз, как можно видеть на гра­вюре с пом­пей­ской фрески (фото 1) и на снимке ноги ста­туи Арте­миды Рос­пи­льози (фото 3).

Фото 3. Арте­мида Рос­пи­льози (деталь). Рим­ская копия I – II вв. н.э. элли­ни­сти­че­ского ори­ги­нала брон­зо­вой ста­туи, воз­можно, вхо­див­шей в скульп­тур­ную группу, изоб­ра­жа­ю­щую битву олим­пий­ских богов и гиган­тов (гиган­то­ма­хию). Мате­риал: мра­мор. Высота: 1,63 м. Наци­о­наль­ный музей Лувра[17]

Обычно эндро­миды были откры­тыми спе­реди, а с каж­дой сто­роны в коже име­лись отвер­стия, через кото­рые про­де­вали завязки, как у наших боти­нок на шнур­ках. Однако рису­нок на вазе (фото 2), судя по тому, как чело­век натя­ги­вает сапог, сви­де­тель­ствует о том, что кажу­ща­яся шну­ровка ино­гда слу­жила про­сто укра­ше­нием. Рим­ляне пере­во­дили ἐνδρομὶς (эндро­миды) Арте­миды как cothurnus (котурны).

Фото 4. Антиопа и ее сыно­вья (с баре­льефа из Лувра)

Источник

Adblock
detector