Меню

Бортопрошивная обувь что это такое



Методы крепления подошвы

Гвоздевой метод крепления

Клеепрошивной метод крепления

Литьевой метод крепления

Метод горячей вулканизации

Самый старый способ, в настоящее время постепенно уходит в прошлое – это «каменный век» в способе изготовления обуви.

При этом методе крепления готовая формованная резиновая подошва присоединяется к жесткой основной стельке верха при помощи металлических (стальных или латунных) обувных гвоздей. Основные недостатки: достаточно трудоемкое изготовление и медленный производственный процесс. Готовая обувь получается весьма тяжелой по весу, имеет неэстетичный, «неуклюжий» и несовременный внешний вид. Производство такой обуви малорентабельно, цена на эту обувь достаточно низка (обувь не имеет никаких конкурентных преимуществ, выглядит грубо), а трудозатраты высоки. В настоящее время на многих обувных предприятиях России обувь гвоздевого метода крепления полностью снята с производства.

Основан на применении клея и ниточных соединений. В производстве специальной обуви наиболее распространен бортопрошивной метод крепления. Готовая формованная подошва из резины имеет бортик по периметру. Заготовка обуви сначала приклеивается к подошве, а затем прошивается нитками по бортику подошвы. Минусы бортопрошивного метода крепления – невозможность установки защитного подноска и отсутствие герметичности соединения верха и подошвы (влага может проникать внутрь обуви через отверстия пришивания подошвы). Другая разновидность – это ранто-прошивной метод. Подошва состоит из нескольких проклеенных слоев и дополнительно прострачивается нитками по верху, вдоль ранта. Этот вид крепления очень дорог в производстве, но является одним из самых прочных методов крепления. Данный вид крепления используется производителями крайне редко из-за дороговизны производства.

Самый распространенный на сегодняшний день метод крепления в производстве специальной обуви. Этим методом изготавливается однослойная ПУ подошва, двухслойные подошвы ПУ/ПУ, ПУ/ТПУ, ПУ/Нитрил. Жидкие компоненты полиуретана впрыскиваются в пресс- форму и подошва формируется непосредственно на заготовке обуви. Обувь, изготовленная этим способом, имеет ряд преимуществ.

— чрезвычайно легкий вес обуви

— высокая гибкость готовой обуви и подошвы

— прочность крепления подошвы и заготовки

— возможность создания моделей самого современного и эстетичного вида. Таким способом можно изготовить как спортивного вида кроссовки, так и модельного типа ботинки. Модельный ряд самый широкий: от легких туфель, до утепленных сапог

— на обувь, изготовленную этим методом, возможно установить металлический ударопрочный подносок, антипрокольную стельку, любые защитные элементы и детали.

— возможность придать подошве любую форму и высоту.

Литьевая обувь занимает лидирующую позицию в ассортименте и структуре продаж большинства российских и зарубежных производителей специальной обуви.

Используется для изготовления обуви на нитрильной резиновой подошве. Сырая резина для подошвы подается в пресс- форму, подошва формируется непосредственно на заготовке (аналогично литьевому методу). Технологически этот метод немного отличается от производства подошвы из полиуретана, т.к. резину сначала нагревают до определенной температуры, и процесс вулканизации и формирования подошвы происходит при более высоких температурах, а также для лучшей адгезии верха и подошвы дополнительно применяется специальный клей (при изготовлении полиуретановой подошвы клей не используется).

Источник

Технология и методы крепления подошв обуви

Литьевой, клеевой, гвоздевой и ботопрошивной методы крепления подошвы.

ЛИТЬЕВОЙ МЕТОД КРЕПЛЕНИЯ

Литьевой метод крепления подошвы — используется при изготовления обуви, а именнно крепления подошвы к кожанному изделию методом прямого литья. Данный метод является на сегодняшний день самый надежный, самый распространенный и наиболее прогрессивный метод крепления.

Литьевыми методами в обувной промышленности называют такие, при которых материал или вещество в вязкотекучем или жидком маловязком состоянии заполняет форму и затем при повышении вязкости формуется, принимая геометрический образ внутреннего пространства формы. Литьевыми методами в обувной промышленности изготовляют различные компоненты обуви из материалов на основе синтетических полимеров—подошвы, профилированные стельки и стелечные узлы, защитные и каркасные детали для специальной обуви (спортивной, рабочей), каблуки, набойки, геленки и др., а также цельноформованную обувь.

Специфическим применением литьевых методов в обувном производстве является литье низа непосредственно на обуви с одновременным его прикреплением к следу. Это так называемый литьевой метод крепления низа обуви. Литьевые методы крепления можно классифицировать по виду материала низа обуви:

  • литье термопластов — пластикаты поливинилхорида (ПВХ) и подошвенные композиты на основе дивинилстирольных (ДСТ) термоэластопластов;
  • литье резиновых смесей;
  • литье полиуретанов («жидкое» формование);
  • литье желатинизируемых паст ПВХ (пластизолей);
  • ПУ/ТПУ;
  • Нитрил;

Дополнительно

В наше время считается самым надежным сопособ крепления подошвы. Но и даже сейчас многие кто использует эту обувь находят минусы в литьвом методе. К примеру если стерлась каблучная часть подошвы, то необходимо менять всю пару обуви, а к примеру на гвоздевых сапогах или ботинок или бортопрошивных можно без особых усилий сменить каблук.

Если сравнивать обувь с ПУ подошвой и нитрильной резиной, у полиуретановой будут следующие преимущества: легче на 200-300 грамм, более комфортна, выше стойкость к агрессивным средам, повышенная устойчивость на истирание.
Если обувь имеет ПУ подошву с ТПУ накладкой, тогда эта обувь будет иметь дополнительные преимущества, такие как:

  • морозостойкость до -50 С;
  • способность не скользить по снегу;
  • абсолютная стойкость к истиранию;

КЛЕЕВОЙ МЕТОД КРЕПЛЕНИЯ

Клеевой метод крепления или доппельно-клеевой метод крепления подошвы для спецобуви. Метод заключается в круговом прошивании затяжной кромки с подложкой ниточным швом через рант из натуральной кожи, который изолирует шов от разрушающих воздействий окружающей среды. Затем к подложке приклеивается подошвы из пористой резины или маслонефтестойкой резины.
Применение маслонефтестойкой резины обеспечивает надежную защиту от нефти и нефтяных продуктов, масел, имеет глубокое рифление, препятствует скольжению. Для придания обуви противоскользящих свойств возможно использование стирониповой накладки. Обувь доппельно – клеевого метода крепления изготовлена из юфти или в комбинации юфть+кирза. В качестве утеплителя могут быть использованы сукно, искусственный или натуральный мех.

Применение

Обувь доппельно-клеевого метода крепления предназначена для монтажников, для строительных, погрузочно — разгрузочных работ, а также для различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. В обуви для монтажников рекомендуется применение маслонефтестойкой резины глубокого рифления, противоскользящие свойства которой обеспечивают безопасность работы монтажников металлоконструкций.

Техническая сторона

Вся обувь в обязательном порядке должна проходить сертификационные испытания и получить сертификаты соответствия по ГОСТ 5394-89 и 28507-90 для дальнейшей продажи. Главным достоинством доппельно-клеевой обуви является повышенная формоустойчивость, легкость, гибкость. Она долговечна, удобна и гигиенична.

БОРТОПРОШИВНОЙ МЕТОД КРЕПЛЕНИЯ

Бортопрошивной метод крепления или клеепрошивной метод крепления подошвы спецобуви. Важное достоинство обуви — двойной метод крепления подошвы (клеепрошивной), улучшающий эксплуатационные свойства и прочность крепления подошвы.

Рабочая обувь клеепрошивного метода крепления универсального назначения для различных отраслей промышленности, а также для повседневной носки. Клеепрошивной (бортопрошивной) метод крепления подошвы относится к комбинированному. При его использовании после приклеивания подошвы к верху обуви, подошва дополнительно прострачивается на специальном оборудовании особо прочными нитками. Этот метод крепления имеет свои преимущества перед гвоздевым методом крепления. Из-за отсутствия гвоздей в подошве исключается возможность возникновения искр, что важно при работе с взрывоопасными и легковоспламеняющими веществами, также значительно снижается риск поражения электрическим током. Обувь клеепрошивного метода крепления легче, подошва более гибкая.

Обувь изготовлена из натуральной юфти или в комбинации юфть+кирза. Подносок и задник укреплены двухслойным гранитолем. В качестве зимнего утеплителя может применяться сукно, мех искусственный, мех натуральный. Вся обувь прошла сертификационные испытания и получила сертификаты соответствия по ГОСТ 5394-89.

ГВОЗДЕВОЙ МЕТОД КРЕПЛЕНИЯ

Гвоздевой метод крепления подошвы — хорошо зарекомендовавшая себя, всем известная недорогая рабочая обувь. Гвоздевой метод крепления подошвы и каблуков является наиболее старым и надежным методом крепления.

Обувь созданная по этой технологии обладает особой прочностью и износостойкостью. Многие производственные предприятия различных отраслей промышленности и сельского хозяйства предпочитают покупать для своих работников именно такую обувь, как наиболее надежную и дешевую.

Суть гвоздевого метода заключается в том, заготовка верха соединяется с подошвой и каблуком при помощи гвоздей. Подошвы и каблуки являются резиновыми формованными. Для крепления применяют стальные или латунные гвозди различных размеров. Шляпки гвоздей должны утопать в резиновой подошве на 1-2 мм. Гвозди вертикально проходят через толщину скрепляемых материалов и их концы должны быть загнуты на стельку на 2 – 4 мм. Материал гвоздя также влияет на износостойкость, например стальной гвоздь подвержен внутренним факторам, таких как коррозия, в то время как латунный гвоздь не подвергается коррозии, тем самым продлевая срок службы спецобуви.

Обувь гвоздевого метода крепления изготовлена из юфти или в комбинации юфть+кирза, с укрепленным гранитолевым (50Дж) или металлическим (100 Дж) подноском. Возможно применение маслобензостойкой и термостойкой подошвы, обладающие нефтестойкими, маслобензостойкими, кислотощелочстойкими свойствами. Температурный режим маслобензостойкой подошвы от – 30° до + 70°С, термостойкой подошвы до + 200°С. В качестве зимнего утеплителя могут быть использованы сукно, искусственный или натуральный мех.

Вся обувь прошла сертификационные испытания и получила сертификаты соответствия по ГОСТам 5394-89, 28507-90, 12.4.137-84.

Дополнительно

Во времена двух мировых войн на армейской обуви крепление подошвы было на тексах, то есть таких деревянных гвоздиках. Секрет деревянных гвоздиков в том, что когда кожа намокает, то, как бы, растягивается, и металлические гвозди могут выскочить, но деревянные тексы — набухают, а потому — прочность крепления остается прежней и возможно лучше.

Источник

Устаревший Internet Explorer

Простите, но Вы используете уже сильно устаревший браузер. Пожалуйста, посетите сайт browsehappy.com и выберите новый браузер на свой вкус.

Способы крепления подошвы обуви

В зависимости от вида и назначения обуви выделяют несколько видов крепления подошвы к заготовке верха.

7 распространённых способов крепления подошвы обуви

Гвоздевой

Является наиболее старым, дешевым и надежным методом.

Подошву прикрепляют к стельке через подложку и затяжную кромку заготовки верха обуви стальными или латунными гвоздями различных размеров. Гвозди, пройдя затяжную кромку и стельку, своим острием ударяются о вогнутую поверхность наконечника рога машины и загибаются так, что кончик острия гвоздя входит обратно в стельку, образуя скобу, которая препятствует выходу гвоздя из стельки. Этим обеспечивается прочное скрепление подошвы с заготовкой. В некоторых моделях обуви количество гвоздей может достигать 100 — 150 штук. Применяется этот способ преимущественно при изготовлении юфтевой обуви или в комбинации юфть+кирза, с укрепленным гранитолевым (50Дж) или металлическим (100 Дж) подноском.

Сейчас применяют внутренний и внешний гвоздевые методы крепления подошв. Выбор типа крепления зависит от вида материала, из которого изготовлены подошвы и каблуки, их толщины и высоты, конструкции обуви. Обувь с таким методом крепления предпочитают носить на производственных предприятиях различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Деревянношпилечный метод

Во времена двух мировых войн на армейской обуви крепление подошвы было на тексах, то есть таких деревянных гвоздиках.

Секрет деревянных гвоздиков в том, что когда кожа намокает, то, как бы, растягивается, и металлические гвозди могут выскочить, но деревянные тексы — набухают, а потому — прочность крепления остается прежней и возможно лучше.

Клеевой метод крепления

Подошву прикрепляют к заготовке верха клеевым швом. Наиболее распространёнными клеями, применяемыми для этой цели, являются: перхлорвиниловый, наиритовый (из синтетического каучука), нитроцеллюлозный и гуттаперчевый.

К клеевому способу относится также и способ горячей вулканизации. Этим способом прикрепляется только резиновая подошва из сырой резиновой смеси, которая накладывается на след затянутой на металлическую колодку обуви и затем вулканизируется в специальных пресс-формах. В процессе вулканизации подошвы происходит и приклеивание её к затянутой кромке наиритовым клеем.

При клеевом способе подошва и стелька не имеют сквозных проколов, что является положительной стороной этого способа крепления. Отрицательной стороной клеевого способа является то, что клеевая обувь труднее поддается ремонту, т. к. затяжная кромка заготовки и стелька в ряде случаев теряют прочность под действием пота.

Литьевой метод крепления

Крепления подошвы к кожанному изделию методом прямого литья. Материал или вещество в вязкотекучем или жидком маловязком состоянии заполняет форму и затем при повышении вязкости формуется, принимая геометрический образ внутреннего пространства формы. Литьевыми методами в обувной промышленности изготовляют различные компоненты обуви из материалов на основе синтетических полимеров—подошвы, профилированные стельки и стелечные узлы, защитные и каркасные детали для специальной обуви (спортивной, рабочей), каблуки, набойки, геленки и др., а также цельноформованную обувь.

Данный метод является на сегодняшний день самый надежный, самый распространенный и наиболее прогрессивный метод крепления. Но и даже сейчас многие кто использует эту обувь находят минусы в литьевом методе. К примеру если стерлась каблучная часть подошвы, то необходимо менять всю пару обуви, а к примеру на гвоздевых сапогах или ботинок или бортопрошивных можно без особых усилий сменить каблук.

Пришивной метод

Подошва прикрепляется к стельке на прошивочной машине сквозным однониточным швом, проходящим через подошву, затяжную кромку и стельку. Подошва до пяточной части прикрепляется нитками к стельке обуви. Пяточная часть крепится нитками, гвоздями или винтами.

Прошивной способ имеет крупный дефект — при нарушении хотя бы одного стежка ниточный шов начинает быстро распускаться, подошва отрывается. Ремонт обуви с оторвавшейся подошвой связан с повторными проколами подошвы и стельки, что приводит к отколам их краёв по линии ниточного шва. Недостатком этого способа является также то, что ниточный шов, проходя сквозь стельку, лежит на её поверхности, что создает неудобства для стопы.

Одно время прошивной способ рекомендовался только для крепления подошв в легкой и спортивной обуви.

Сандальный метод

При сандальном способе подошва кругом прикрепляется доппельным швом к затяжной кромке, отогнутой под углом в 90° во внешнюю сторону, т. е. к урезу подошвы. Метод характеризуется отсутствием стельки. Для упрочнения шва и улучшения внешнего вида обуви одновременно с пристрачиванием подошвы на кромку заготовки накладывают декоративный рант. Сандальный метод не применяют для обуви с текстильной подкладкой, так как подкладка, выходящая в урез, будет осыпаться и тем самым придавать обуви неряшливый вид. Поэтому для заготовок с подкладкой применяют полусандальный (доппельный) метод крепления.

Отличительными признаками обуви полусандального метода крепления низа являются, с одной стороны, наличие накладного ранта, с другой, то, что затяжная кромка заготовки выходит в урез подошвы.

Обувь сандального метода крепления имеет мягкую и гибкую конструкцию, хорошие гигиенические свойства, низкую материалоемкость.

Рантовый метод

Рант совместно с затяжной кромкой заготовки сначала сшивают с губой стельки, а затем пришивают подошву к ранту двухниточным швом. Шов, проходящий через рант, затяжную кромку заготовки и губу стельки, эластичен и защищен от износа подошвой и стелькой. Является наиболее трудоемким, наиболее долговечным и удобным в носке методом крепления подошвы к ботинку. Метод обладает высокими эксплуатационными свойствами, прочностью, эластичностью, гибкостью, гигроскопичностью, имеет хорошие теплозащитные свойства. Сочетая в себе все эти пункты, является наиболее дорогим и, соответственно, наиболее «пафосным» видом обуви.

Недостаток этого метода — трудоемкость и большой расход высококачественных подошвенных и стелечных материалов.

Встречается еще рантово-прошивной метод. Отличается он от рантового отсутствием губы у стельки. Этот метод применяют редко.

Все перечисленные способы крепления подошвы к заготовке верха можно комбинировать. Все зависит от материала, назначения обуви и условиях носки.

Но продлить жизнь своих любимых ботинок вы можете только правильным уходом за ними.

Носите обувь с комфортом и не покупайте некачественный товар.

Источник

Виды подошв. Что и когда носить?

Подошва одна самых важных частей обуви. Именно подошва подвергается механическому воздействию при носке, изгибанию, стиранию об асфальт и различным реагентам, ведь на 10-ти сантиметровом слое от земли находится почти вся таблица Менделеева! Согласитесь, обидно, когда верх обуви еще цел, а подошва уже лопнула или стёрлась.

Подошва отличается по методу крепления: сейчас это чаще всего клеевой и литьевой , но также существуют гвоздевой, бортопрошивной, сандальный или комбинированный. От метода крепления зависит материал подошвы. ПУ и ТПУ крепятся литьевым методом ( подробнее читать здесь ), подошвы из листовых материалов будут приклеиваться, также как и формованные подошвы (заранее отлитые).

Кожаная подошва используется чаще в модельной, детской, домашней обуви. Чаще всего подошва для повседневной обуви делается из чепрака. Чепрак — это часть кожи КРС (крупного рогатого скота), которая расположена по хребту, т.е. центральная часть шкуры животного толщиной 4-5 мм. В обуви из кожаной подошвы будет комфортно, ведь кожа — это природная мембрана. Безусловно в погодных условиях средней полосы подошва может деформироваться. Для этого лучше ставить накат (профилактику) и делать специальную обработку водоотталкивающими средствами.

В танцевальной (характерной) обуви применяется чепрак и спилок (нижний слой раздвоенной кожи). Спилок имеет бахтармянную структуру, что позволяет не скользить танцорам на паркете.

Кожволон (тунит, релак)

Кожволон — это резина с добавлением кожаных волокон (кожотходов). По износостойкости похож на кожу. На этот материал можно нанести рисунок (протектор), что даст большее сцепление с подошвой. Но всё же кожволон жесткий и скользит. Так что его сезон — лето!

Резина

ТПР (TPR, термопластичная резина)

Резина в чистом виде — каучук — сейчас не используется, слишком дорого и не обеспечить объёмы производства. ТПР — это синтетическая резина, значительнее прочнее каучука. Резина бывает в листовых материалах (для подошвы и набоек, от 2-х до 6-ти мм толщиной) и формованных подошвах, а также может крепить методом литья. ТПР обеспечивает амортизационные свойства, что хорошо для позвоночника. Но из-за того, что в ней нет пор, она имеет плохую теплоизоляцию (но имеет), к тому же она скользит, т.е. совсем не для зимы. СТОП! Или для зимы?

Но тут на помощь приходит нитрил ! Различие в том, что нитрильная резина не скользит (на льду, в воде, на подъёме на гладкой поверхности), она обладает масло-бензо-стойкими свойствами. Её как правило крепят к подошве литьевым методом. (Знаете ещё есть перчатки облитые каким-то синим полимером? Вот это тоже нитрильная резина, чтобы руки не скользили.)

Микропористая резина (микропора)

Микропора может быть в листовых материалах и формованных подошвах. Секрет теплоизоляции в пузырьках воздуха.

ПУ (PU, полиуретан)

Так сложилось, что сейчас большинство подошв делается литьевым методом из полиуретана. Если сравнить его свойства со всеми предыдущими материалами, он безусловно выигрывает: мало весит из-за пористой структуры, хорошо амортизирует, холодостойкий (до — 10), гибкий, стойкий к истиранию, к тому же его легко сделать любого цвета. Но для сильных морозов ПУ не очень подойдёт, т.к. теряет эластичные свойства.

Если у вас трескается ПУ — это либо мороз -20, либо технологии не соблюдены. Дело в том, что ПУ трёхкомпонентный полимер. Если нарушаются пропорции, температура — подошва может растрескаться не доезжая магазина. Обычно ПУ выдерживает 3-5 лет умеренной носки. На эту тему у меня есть отдельная статья .

ТПУ (TPU, термополиуретан)

У термополиуретана очень высокая плотность. Поэтому на подошвах можно делать глубокий протектор, что обеспечит лучшее сцепление с поверхностью. Также он обладает масло-бензостойкостью, из-за этого может применяться в спецобуви. У него большой температурный диапазон, что позволяет обуваться асфальтоукладчикам и сталелитейщикам. Но он достаточно тяжелый, если не использовать расширители (отдельная технология по облегчению ТПУ). ТПУ менее капризный в производстве — потому что гранула.

ПУ + ТПУ

Чтобы совместить лёгкость ПУ и прочность ТПУ придумали двухкомпозитное литьё: ходовой слой из ТПУ, промежуточный (между верхом обуви и ходовой поверхностью подошвы) ПУ.

ТЭП (TPR, термоэластопласт)

Это уникальный материал для повседневной носки. Он устойчив к истиранию, эластичен, хорошо амортизирует, достаточно теплоизоляционный, чтобы быть устойчивым к морозам до -45 градусов. Плюс для производства, что его можно использовать вторично, а значит ещё и экологичен. Я бы сюда вставила картинку каких-нибудь тимберов, но думаю вы поняли, о чём речь.

ПВХ (PVC, поливинилхлорид)

Раньше иметь обувь на подошве из ПВХ считалось верх роскоши. ПВХ обладает не только стойкостью к истиранию, но и к воздействию агрессивных сред, в добавок с каучуком прибавятся масло- и бензостойкость. Минусы — не для мороза. Трескается. Хотя такие подошвы претендовали на армейскую и спецобувь. И кстати ПВХ плохо крепится к верху обуви, поэтому желательно, чтобы обувь была прошита по бортику.

А помните резиновые сапоги? Так вот они не резиновые, а из ПВХ. Да-да, те самые, которые делал «Красный треугольник».

ЭВА (EVA, этиленвинилацетат)

Эва может использоваться как подошва, стельки и отдельная обувь (типа кроксов). Эву нельзя прилить к верху, потому что читайте статью. Её можно изготовить как отдельную подошву, а потом приклеить, или сделать из неё обувь.

Все материалы, которые нам особо впаривают маркетологи — crosslight, cloudfoam и т.д. — в основе их гранула под названием ЭВА, а дальше как позволит фантазия химика.

Дерево

Экологично. Красиво (но не для всех, конечно). Про истоки такой обуви (как правило, на платформе) можно почитать здесь .

Из чего бы не была изготовлена деревянная подошва — массив, клееная фанера, пробка, или дерево с пробковой обтяжкой — она будет одинаково не практичной, будет промокать, будет тяжёлой. К тому же для одной пары подошв расходуется очень много исходного материала. А моё личное мнение заключается в том, что любая подошва, которая не гнётся, комфорта не добавит, а лишь добавит ортопедических проблем.

Источник

Читайте также:  Материал для производства кроссовок

ПРО ОБУВЬ © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.