Меню

Банкноты каскады оладьи мозоли шампуни перчатки младенцы пельмени туфли ладони браслеты



Акцентологические нормы (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

1. Постарайтесь выражать мысли более точнее и короче. _________

2. Наиболее быстрейший способ передвижения — авиаперелет.

3. Русский легкоатлет достиг финиша быстрее всего. ___________

4. Есть путь более ближе, чем предложенный вами. _____________

5. Надо искать менее затратнее проекты реформирования обра­зования.

5. Выберите существительные или местоимения в нужной форме и составьте предложения с полученными словосочетаниями.

1. Много (мест, местов)

2. Корзина (помидор, помидоров)

4. Пара (чулок, чулков)

5. Несколько (кур, курей)

6. Найдите ошибки в употреблении формы местоимений и числи­тельных, замените их нормативными. Запишите предложения.

1. У ней й снегу зимой не выпросишь. ________________________

2. По обеим берегам реки растут ивы. _____________________ .

3. Все трое сестер очень похожи._____________________________

4. Добирался я до дому около полтора суток. ___________________

5. В лесу мы встретили двоих медведей. ______________________

6. Запишите, заменяя цифровые обозначения буквенными.

1. С 2007 года он учится в университете. ______________________

2. Более 20% избирателей проголосовали в первой половине

дня. ____________________ _ _________________________________

3. В 58 случаях из 100 причиной аварий становится человече­ский фактор. .

4. Более 300 пассажиров задержались в аэропорту на 2 суток.

5. Это здание построено более 85 лет назад.

7. Образуйте словосочетания и запишите их.

1. Банка (томаты) — ___________________

2. Пакет (апельсины) — ________________

3. Пара (гольфы) — ____________________

4. Трое (молдаване) —______________ ■

5. Ящик (яблоки) — ___________________

8. Образуйте только с помощью приставок глаголы от данных ниже слов.

9. Среди данных существительных найдите те, которые употребля­ются только во множественном числе, выпишите их и образуйте форму родительного падежа.

Брызги, брюки, строчки, сумерки, крошки, каникулы, сани, носки, хлопоты, ноги, бусы, шахматы. ‘•

10. Образуйте от существительных форму именительного падежа единственного числа, определите род.

Банкноты, каскады, оладьи, мозоли, шампуни, перчатки, мла­денцы, пельмени, туфли, ладони, браслеты.

11. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите в исправ­ленном варианте.

1. Учебники можно покласть на место. —

2. В этом поединке я его победю. —

3. Ляжьте поудобнее и не вылазьте из-под одеяла. —

4. Бежите быстро сюда, будем играться вместе. —

5. Ты не ездий быстро, а едь потихоньку. —

12. Запишите предложения, ставя глагол в нужную форму.

1. Мы не (хотеть) _________________________ здесь оставаться.

2. На кухне бабушка (печь) __________________________ оладьи.

3.

Река с холма (течь)

•ф — 13. Образуйте от данных глаголов возвратную форму. Укажите, в каких случаях это невозможно.

1. Беречь — ________________________________________

2. Мыть — ________ ,

3. Играть — _^____________________________________________

4. Бежать — ____________________________________________ .

5. Радовать — _____________________________________________

6. Терять — _______________________________________________

7. Стоять— _____________________

9. Дрожать —______________________________________________

10. Держать —__________________________________________ .

14. Укажите, какие возвратные глаголы могут иметь невозвратную форму, запишите их.

Передвигаться, улыбаться, слушаться, надеяться, строиться, приблизиться, спрятаться, бороться, остановиться, упражняться.

■Ш& 15. Исправьте ошибки, связанные с нарушением словообразова­тельной нормы. Запишите правильные варианты.

1. Я с трудом разбираю твой подчерк. __________________________

2. В гололед можно подскользнуться и упасть.

3. Хотелось бы прийдти пораньше.

4. Не надо надсмехаться над чужими недостатками.

_____________ ;_________ Ё__________

5. Не нужно ложить деньги в карман.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

ч1) высыпи мусор

2) пригляделся к ней

3) свиные окорока

4) моих раздумьев

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) ящик мандаринов

3) подошел к ему

4) жарких пустынь

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) курсантских погонов

2) несколько платьев

3) с восьмьюстами семьюдесятью

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более честный

2) обеим подругам

3) много претензий

4) двум третьих стакана

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) семисот двадцати

3) группа англичан

4) директоры заводов

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) двести килограмм

2) выступали профессора

3) их предложения

4) более красивый

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) ехайте быстрее

3) шесть гусаров

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Читайте также:  Модные кроссовки с каблуком

2) наименее удобный

3) двадцать двое суток

4) выложите на тарелку

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) двумстам сорока трем

3) самый умнейший

4) плантации чая

1(К Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) видели арабов

2) к обоим старикам

3) авторы пособий

4) пятистами рублями

Синтаксические нормы отражают правила соединения слов в словосочетаниях, а также нормы построения простых и сложных предложений.

Эти нормы регулируют согласование подлежащего со сказуе­мым, согласование определений и приложений с определяемыми сло­вами, построение предложений с причастными и деепричастными оборотами, определяют строение сложного предложения. Нарушение синтаксической грамматической нормы нередко затрудняет понима­ние написанного.

1. Составьте словосочетания, выбирая правильную падежную фор­му существительного.

1) Встретились благодаря (случаю, случая). ____________________

2) Поступил вопреки (совета, совету).

3) Дежурство согласно (графика, графику).

4) Не мог оплатить в связи (отсутствия, с отсутствием) доходов.

5) Закрыли ввиду (с нехваткой, нехватки) финансирования.

2. Составьте словосочетания, ставя зависимые существительные в нужную форму.

1. Скучать (по кому? или по к о м?)_________________________

2. Поражаться (в ч е м? или чем у?)

4. Уверенность (во что? или в ч е м?)

5. Отзыв (о ч е м? или на ч т о?)

3. Укажите из предложенных вариантов правильные, соответст­вующие синтаксической норме.

1) По получению ответа или по получении ответа.

2) По окончанию спектакля или по окончании спектакля.

3) По завершении строительства или по завершению строительства.

4) По прибытии к месту службы или по прибытию к месту службы.

5) По истечению срока или по истечении срока.

4. Продолжите предложения с подлежащим-местоимением, исполь­зуя нужный предлог с существительным.

1) . пришел (со, из) школы. ________________________________

2) . вернулся (из, с) армии. _________________________________

3) . придет (с, из) работы.

4) . приехали (с, из) Украины.

5) . наблюдают (из, с) космоса.

5. Найдите ошибки в построении предложений. Запишите правиль­ный вариант.

1) Те, кто не пошли с нами, позже об этом пожалели.____________

2) Те из вас, кто прошел курс обучения, может приступить к работе.

3) Все, кто пожаловали на наш праздник, будут дружно весе­литься.

4) Тот, кого не было на консультации, пусть сами готовятся к зачету.

5) Каждый, кто любит поэзию Пушкина, с интересом послуша­ют выступление актера.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1. Находясь в лесу,

а) многое представляет опасность.

б) будьте осторожны с огнем.

в) нас застала гроза.

г) вокруг много интересного.

2. Выбирая будущую профессию,

а) учитываются знания и способности.

б) порой нет достаточных знаний о ней.

в) нужно постараться узнать о ней побольше.

г) пусть кто-то расскажет о ней подробнее.

3. Стремясь к достижению целиу

а) используются любые средства.

б) считается, что все средства хороши.

в) остается возможность выбора средства.

г) нельзя действовать любыми средствами.

7. Продолжите предложения.

1) Снимая сериал, _____________

2) Занимаясь выращиванием цветов,

3) Будучи заимствованным из английского языка, выражение

Источник

Ответы к заданиям для самопроверки к разделу №1

Задание №1:

2) Покладистый характер.

3) Звучный голос.

4) Желтые листья.

Задание №2:

1) Кабаниха измучила Катерину своими придирками.

2) Печорину был безразлична Бэлла.

3) Онегин от любви потерял голову.

4) Наташа Ростова совсем перестала следить за собой.

5) Раскольников убил старуху-процентщицу.

Задание №3

А – абонемент; Б – эстетическое; В – желанный; Г – экономической; Д – эффективность; Е – лакированная; Ж – угнетенном.

Задание №4

1 – Величественном (вместо великом);

2. – Отражает (вместо изображает);

3. – Реалистический (вместо реальный).

Раздел 2. Морфологические нормы

Морфологические нормы – правильность употребления частей речи и их грамматических форм. Ошибки, связанные с нарушением морфологических норм, возникают в словообразовании, а также в образовании форм сравнительно и превосходной степени прилагательных и наречий. Может быть нарушена морфологическая норма и при употреблении словосочетаний с зависимым существительным, при образовании падежной формы существительного или местоимения. В устной и письменной речи часто допускаются ошибки, связанные с употреблением имен числительных, а также ошибки при образовании глагольных, причастных форм.

Морфологические ошибки при образовании падежных

Форм имен существительных

1. Имена существительные мужского рода 2 склонения с основой на твердый согласный в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание если обозначают:

2. Окончание И (Ы) употребляются

Правило Пример
— парные предметы варежки – варежЕК (НО носки – носкОВ)
— национальность (если основа оканчивается на — Н или — Р) армяне – армЯН
— воинское подразделение (отряд) солдАТ, партизАН
— некоторые единицы измерения ватт, вольт, ампер (НО граммОВ, килограммОВ)
— существительные женского рода на — НЯ и — ЦЕ башня – башЕН, блюдце — блюдЕЦ
— у заимствованных существительных на — ЕР (- ЁР) шоферЫ, дирижёрЫ
— у заимствованных неодушевленных и одушевленных существительных на – ТОР/- СОР конструкторЫ, инспекторЫ (НО директорА, профессорА)
3. Окончание –У/ -Ю употребляются
— у вещественных существительных при указании на количество ложка сахарУ (НО запасы сахарА)
— у отвлеченных и собирательных существительных в сочетании со словами много или мало много шумУ, мало народУ
3. Существительные, обозначающие названия овощей и фруктов в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание ОВ лимоны – лимонОВ, баклажаны – баклажанОВ (но яблоки – яблОК)

Таблица 2.1

Упражнение №17: Выберите существительные или местоимения в нужной форме и составьте предложения с полученными словосочетаниями.

Образец:эскадрон (гусар, гусаров) – «Эскадрон гусар летучих» — мой любимый фильм.

1) Много (мест, местов)_______________________________________

2) Корзина (помидор, помидоров)________________________________

3) (Их, ихний) дом______________________________________________

4) Пара (чулок, чулков)__________________________________________

5) Несколько (кур, курей)_________________________________________

Упражнение №18: Образуйте словосочетания и запишите их.

Образец: чашка (чай) – чашка чаю.

1) Банка (томаты)_________________________________________________

2) Пакет (апельсины)_______________________________________________

3) Пара (гольфы)___________________________________________________

4) Трое (молдаване)________________________________________________

5) Ящик (яблоки)__________________________________________________

Упражнение №19: Выпишите имена существительные, которые употребляются только во множественном числе, образовав от них форму родительного падежа.

Образец: брюки – брюк.

Брызги, строчки сумерки, крошки, каникулы, сани, носки, хлопоты, ноги, бусы.

Упражнение №20: Образуйте от существительных форму именительного падежа единственного числа, определив их род.

Образец: каскад — м.р.

Банкноты, оладьи, мозоли, шампуни, перчатки, младенцы, пельмени, туфли, ладони, браслеты.

Образование форм степеней сравнения имен прилагательных

Сравнительная степень

Превосходная степень

Начальная форма
простая составная простая составная
добрый добрЕЕ более (менее) добрый добрЕЙШий самый добрый, наиболее добрый, добрее всех

Таблица 2.2

Упражнение №21: Образуйте простую и составную формы сравнительной степени прилагательных. (см. таблицу 2.2)

Упражнение №22: Образуйте простую и составную формы превосходной степени прилагательных. (см. таблицу 2.2)

Упражнение №23: Исправьте ошибки в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий. (см. таблицу 2.2)

1) Постарайтесь выражать мысли более точнее и короче.

2) Наиболее быстрейший способ передвижения – авиаперелет.

3) Русский легкоатлет достиг финиша быстрее всего.

4) Есть путь более ближе, чем предложенный вами.

5) Надо искать менее затратнее проекты реформирования образования.

Образование форм глагола

Правило Пример
формы повелительного наклонения глагола образуются: ехать – ПОезжай (-те) лечь – ляг (-те)
глагол КЛАСТЬ употребляется БЕЗ приставки: клади
глаголы с корнем –ЛОЖ- — употребляются только С приставкой положи, выложи
не употребляются в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глаголов ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ЧУДИТЬ и т.д. смогу победить, сумею убедить и т.д.

Таблица 2.3

Упражнение №24: Образуйте только с помощью приставок глаголы от данных ниже слов. (см. таблицу 2.3)

Упражнение №25: Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите их в исправленном варианте.

Образец: Скорей отбежи в сторону — Скорей отбеги в сторону.

1) Учебники можно покласть на место.

2) В этом поединке я его победю.

3) Ляжьте поудобнее и не вылазьте из-под одеяла.

4) Бежите сюда быстрее, будем играться вместе.

5) Ты не ездий быстрее, а едь потихоньку.

Упражнение №26: Образуйте от данных глаголов возвратную форму, где это возможно (используя постфикс СЯ). Образец: стричь — стричься

Беречь, мыть, играть, бежать, радовать, терять, стоять, обидеть, дрожать, держать.

Упражнение №27: Укажите, какие возвратные глаголы могут иметь невозвратную форму и запишите их. Образец: передвигаться — передвигать

Улыбаться, слушаться, надеяться, строиться, приблизиться, спрятаться, бороться, остановиться, упражняться.

Источник

Подготовка к ЕГЭ. Грамматические нормы. Упражнения

Грамматические нормы Морфологические нормы

Морфологические нормы — это нормы правильного употребле­ния частей речи и их грамматических форм. Ошибки, связанные с нарушением морфологических норм, возникают в словообразовании, а также в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий. Может быть нарушена морфологическая норма и при употреблении словосочетания с зависимым существи­тельным, при образовании падежной формы существительного или местоимения.

В устной и письменной речи часто допускаются ошибки, свя­занные с употреблением числительных, а также ошибки при образо­вании глагольных, причастных форм, форм имен существительных.

1. Образуйте простую и составную формы сравнительной степень прилагательных.

2. Образуйте простую и составную формы превосходной степени прилагательных.

3. Исправьте ошибки в употреблении сравнительной и превосход­ной степени прилагательных и наречий.

1.Постарайтесь выражать мысли более точнее и короче.

Наиболее быстрейший способ передвижения — авиаперелет.

Русский легкоатлет достиг финиша быстрее всего.

4.Есть путь более ближе, чем предложенный вами.

5. Надо искать менее затратнее проекты реформирования обра­зования.

4. Выберите существительные или местоимения в нужной форме и составьте предложения с полученными словосочетаниями.

1. Много (мест, местов)

2. Корзина (помидор, помидоров)

4. Пара (чулок, чулков)

5. Несколько (кур, курей)

5. Найдите ошибки в употреблении формы местоимений и числи­тельных, замените их нормативными. Запишите предложения.

1. У ней и снегу зимой не выпросишь.

2. По обеим берегам реки растут ивы.

3. Все трое сестер очень похожи.

4. Добирался я до дому около полтора суток.

5. В лесу мы встретили двоих медведей.

6. Запишите, заменяя цифровые обозначения буквенными.

1.С 2007 года он учится в университете.

2.Более 20% избирателей проголосовали в первой половине Дня.

3. В 58 случаях из 100 причиной аварий становится человече­ский фактор.

4. Более 300 пассажиров задержались в аэропорту на 2 суток.

5. Это здание построено более 85 лет назад.

7. Образуйте словосочетания и запишите их.

2. Пакет (апельсины) —

4. Трое (молдаване) —

8. Образуйте только с помощью приставок глаголы от данных ниже слов.

1.Класть — 2. Положить —

9. Среди данных существительных найдите те, которые употребля­ются только во множественном числе, выпишите их и образуйте форму родительного падежа.

Брызги, брюки, строчки, сумерки, крошки, каникулы, сани, носки, хлопоты, ноги, бусы, шахматы.

10. Образуйте от существительных форму именительного падежа единственного числа, определите род.

Банкноты, каскады, оладьи, мозоли, шампуни, перчатки, мла­денцы, пельмени, туфли, ладони, браслеты.

11. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите в исправ­ленном варианте.

1. Учебники можно покласть на место.

2. В этом поединке я его победю.

3. Ляжьте поудобнее и не вылазьте из-под одеяла.

4. Бежите быстро сюда, будем играться вместе.

5. Ты не ездий быстро, а едь потихоньку.

12. Запишите предложения, ставя глагол в нужную форму.

1.Мы не (хотеть) здесь оставаться.

2.На кухне бабушка (печь) оладьи.

3.Река с холма (течь) в долину.

4.Парикмахер (стричь) очень аккуратно.

5.Собака (глодать) кость, лежа у двери

13. Образуйте от данных глаголов возвратную форму. Укажите, в каких случаях это невозможно.

14. Укажите, какие возвратные глаголы могут иметь невозвратную форму, запишите их.

Передвигаться, улыбаться, слушаться, надеяться, строиться, приблизиться, спрятаться, бороться, остановиться, упражняться.

15. Исправьте ошибки, связанные с нарушением словообразова­тельной нормы. Запишите правильные варианты.

1. Я с трудом разбираю твой подчерк. _.

2. В гололед можно подскользнуться и упасть.

3. Хотелось бы прийдти пораньше.

4. Не надо надсмехаться над чужими недостатками.

5. Не нужно ложить деньги в карман.

Номер материала: ДБ-1548128

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник